Фрагмент для ознакомления
2
естественных типах движений и их сочетании. Поэтому дошкольное учреждение уделяет большое внимание изучению спортивных игр, особенно таких популярных, как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, малые города. Используются элементы спортивных игр, которые приводят детей к более сложным игровым действиям. Обучение детей старшего дошкольного возраста начинается на специализированном (тематическом) уроке, структура которого должна быть аналогична структуре традиционного урока физической культуры. Разница лишь в подборе средств для каждой его части. Например, если детей обучают элементам игры в баскетбол, то в подготовительной части используются упражнения с мячом, если это бадминтон-упражнения с ракеткой и так далее. В основной части этого урока используются подведение итогов и подготовительные упражнения для овладения элементами техники изучаемой игры. Обучение элементам спортивных игр происходит на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Баскетбол. Из элементов игры в баскетбол с дошкольниками целесообразно изучить технику игры без мяча, а также технику владения мячом. Техника игры без мяча состоит из следующих элементов: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановка, поворот. Позиция баскетболиста-это исходное положение, из которого быстро осуществляется переход к движению. Наиболее рациональной является следующая стойка баскетболиста: ноги расставлены на ширине плеч параллельно друг другу, вес тела равномерно распределен по двум ногам, туловище слегка направлено вперед, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Дети учатся принимать стойку баскетболиста, стоя в ряд и по кругу. Передвижение по участку начинается с изучения отдельных движений: бег, прыжки, остановка, поворот. После этого у детей развиваются навыки комбинирования изучаемых движений. Остановки позволяют ребенку немедленно прекратить движение. Они выполняются в шаге или прыжке.
Футбол. Дошкольников обучают упрощенному варианту игры. Игроки имеют право водить мяч ногой, передавать его своему партнеру по игре и забивать голы. Штрафные удары, штрафные удары, угловые удары и офсайд, которые недоступны детям, в игре не используются. Из технических приемов футбола желательно научить дошкольников бить по мячу, останавливать мяч ногой и водить мяч ногой. Удары наносятся внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема и носком. Для удара внутренней стороной стопы опорную ногу кладут сбоку на расстоянии 10-15 см от мяча. Стопа удара находится под строго прямым углом к направлению полета мяча. Ударное движение начинается с сгибания бедра и поворота внешней стороны стопы ударной ноги. Удар средней высоты наносится с прямого хода. Брыкающаяся нога согнута в колене, затем резко выдвинута вперед; носок брыкающейся ноги опущен вниз. Удар внутренней частью подъема выполняется следующим образом: вес тела переносится на опорную ногу, бьющая нога согнута в колене, стопа вывернута наружу, носок оттянут назад. Для того чтобы мяч летел низко, удар наносится в середину мяча. Удар ногой выполняется по неподвижному или катящемуся мячу. Ударная нога сгибается в колене и почти выпрямляется при ударе. Удар наносится носком ноги в середину мяча. Остановить мяч ногой можно внутренней стороной стопы, подошвой. При выполнении остановки внутренней стороной стопы вес тела переносится на опорную ногу, останавливающая нога согнута в колене. Когда мяч останавливается, его осторожно тянут назад на уровень опорной ноги. Остановка подошвой выполняется следующим образом: стопорную ногу выдвигают вперед по направлению к мячу, носок слегка приподнимают вверх. Когда нога касается мяча, она немного отодвигается назад. Движение мяча осуществляется внешней частью или серединой подъемника. Привод внешней части подъемника осуществляется мягкими ударами по нижней части шара для придания ему вращательного движения. При движении внутренней части подъемника нога не напрягается, мяч выталкивается вперед. Для того чтобы дети научились управлять мячом, можно использовать следующие упражнения: катать мяч подошвами ног вперед, назад, вбок; бить по нему ногой вверх; поднимать руку; подбирать мяч носком ноги, подбрасывать вверх; катить ногой в определенном направлении; катить в ворота. На спортивной площадке можно поиграть в футбол. Команда состоит из 8 игроков (если размер корта невелик, то количество игроков в команде уменьшается). Игра длится 30 минут (два тайма по 15 минут). Игра начинается с капитана одной из команд (назначается взрослым). Из центра поля он передает мяч игрокам своей команды. Игроки, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к воротам и забить гол. Команда противника пытается предотвратить это. Он стремится перехватить мяч и забросить его в чужие ворота. Хоккей. Прежде чем играть в хоккей с шайбой, дети должны освоить некоторые элементы владения клюшкой и шайбой: держание клюшки, ведение шайбы, броски, удары по шайбе. Держат клюшку левой рукой за верхний конец ручки, а правой – за середину. Ведение шайбы осуществляют двумя способами: толчками клюшки (игрок несильными толчками посылает шайбу вперед на 1 м, затем догоняет ее и снова повторяет то же действие) и перекладыванием клюшки (шайбу передвигают впереди себя зигзагообразно, ограничивая клюшкой ее боковые отклонения). Броски осуществляются со скольжением шайбы по площадке. Обучают сначала броску с места, а затем броску в движении. Обучение удару по шайбе начинается с неподвижной шайбы, затем по медленно скользящей шайбе. Дети осваивают элементы игры вначале на снежной утрамбованной площадке. Для игры необходимы клюшка и резиновая «детская» шайба. Игра может проводиться с вратарем и без него. Играют две команды по 6 человек. Игра состоит из двух таймов, каждый длится 10 мин. Бадминтон. Для игры в бадминтон необходимы ракетка и волан. Ракетки лучше использовать цельнометаллические типа «Ласточка». Деревянные ракетки неприемлемы для дошкольников: они тяжелые, громоздкие, неудобные для обхвата рукой. Волан может быть пластиковый. Навыки владения ракеткой и воланом включают держание ракетки и действия с ней (отбивание волана, подача). Прежде всего нужно научить детей правильно держать ракетку. Педагог показывает, как это следует делать: рукой обхватывать рукоятку ракетки ближе к ее концу, чтобы можно было свободно перемещать кисть во время удара. Для проверки хвата руку с ракеткой выносят вперед. Между большим и указательным пальцами должен образоваться угол. Держать ракетку следует так же, как молоток, причем ее рамка (головка) должна быть направлена ребром в пол.
Отбивание волана осуществляется разными способами: открытой стороной ракетки снизу, сверху и закрытой стороной ракетки сбоку.
На начальных этапах обучения детей учат подбивать волан. Это упражнение они выполняют как можно большее количество раз, стоя на месте, а затем в движении. После этого приступают к обучению навыкам отбивания волана снизу и сбоку открытой стороной ракетки. Педагог рукой посылает волан ребенку, который отбивает его. Это же упражнение может выполняться в парах (один ребенок набрасывает волан, другой отбивает его). После
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. 500 игр и эстафет / В.В. Кузин, С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман и др.; Науч. ред. В. В. Кузина, С. А. Полиевский. – Москва: Физкультура и спорт, 2013. 349 с.
2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду – М.: Просвещение, 1992. 349 с.
3. Гуревич А.И. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию / А.И. Гуревич. - Мн.: Высшая школа, 2011. –126с.
4. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 52-54.
5. Каширин В.П. Методические основы физического воспитания дошкольников. Учебно-метод. пособие / В.П. Каширин. – Витебск, УО Витебский гос.университет им. П.М.Машерова, 2013. – 167с.
6. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие / И. В. Манжелей. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.
7. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Махаева. - М., 2010. – 160 с.
8. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Издательство СГПИ, 2011. 259 с.
9. Нестеров В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / В.А. Нестеров. - Хабаровск, ДВГАФК, 2014. – 153 с.