Фрагмент для ознакомления
2
Доклад на тему: «Роль философии в жизни человека и общества»
По мнению немецкого мыслителя М. Хайдеггера, философия является ответом на зов Бытия. Как высшее умственное усилие, она является «интеллектуальным героизмом», который отрицает узкоутилитарный подход относительно оценки ее полезности, необходимости и существует лишь в отношении к цели. «Истинная же необходимостью для каждого есть задача быть собой, - полагал X. Ортега-и-Гасет, - для птицы - летать, рыбы - плавать, для ума - философствовать». Последнее - один из важнейших аспектов человеческого существования. Аристотель говорил: «Все науки более необходимы за философию, однако лучше нее, более необходимой для человека, не существует» . Платон в период наивысшего расцвета своего творчества определяет философию как «науку людей свободных».
Философствование означает поиск целостной картины мира, превращения его в Универсум. Философия учит мыслить и познавать окружающий мир и себя самого. В известной притче об открытии закона земного тяготения, Ньютоном рассказывается, что его мнение побудило яблоко, которое упало с соседской яблони. Благодаря открытию закона ученый создает эпохальную научную картину мира, к нему приходит слава и почет. Но сосед очень обиделся: яблоня и яблоко - его, а почести - Ньютону. Он срубил ветки, что свисали в сад ученого, а сам часами сидел под деревом, дожидаясь открытия своего закона. Имени соседа в истории не осталось.
Как форма определенного отношения к действительности философия помогает преодолевать духовную пустоту, становится важным фактором объединения человечества с миром природы.
«Человек рождается дважды: первый раз - физически, второй - духовно, в процессе философствования». Г. Гегель
Становление философского знания - это всегда внутренний духовный акт, который опосредует другие действия, в результате чего появляется новая реальность.
Важное значение имеет практически-деятельная функция философии, которая обеспечивает ей активно-преобразовательную роль, например, в постановке и определении целей жизнедеятельности. Изменить мир, считает Рассел, можно лучше и правильнее путем духовно-нравственного совершенствования и самосовершенствования. Наука не занимается вопросами добра или зла, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Только философия может, должна и способна это сделать. Ценность принципов относительна, она зависит от мировоззрения человека. В обществе отчуждения человек часто не знает точно, чего он хочет, но верит, что знает, что такое добро и зло, истина и заблуждение. Поэтому для личности, лучше всего действовать опираясь на свое мнение и волю, которые формирует философия. Условие здесь одно для всех: не посягай на свободу других. Следовательно, свобода мысли - величайшее достижение «исторических дел философии».
Роль философии М. Бердяев определял, как стремление не только познать мир, но и изменить его, усовершенствовать. «Иначе и быть не может, если философия есть, прежде всего, учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе. Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью. И отказ от мудрости есть отказ от философии, заменой ее наукой. Философ есть, прежде всего, познающий, но его познания целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно указывает на пути реализации смысла жизни», - писал мыслитель.
Философия не является наукой, не есть даже наука о сущности, а является творческим сознанием, духом смысла человеческого существования.
Как мировоззренческое знание философия начинается там, где заканчивается наука, и наоборот - философия, ставшая наукой, перестает быть философией. В этом, казалось бы парадоксальном, афоризме кроется глубокий смысл, который раскрывает специфику философии. Несомненной является необходимость философского знания для самоутверждения человека, реализации его духовно-интеллектуальных сил в познании и преобразовании, как объективной действительности, так и собственного «Я».
Назначение философии обусловливается ее содержанием. Она служит:
Постижению истины. Философская истина «притягивает» к себе, ибо, как считал Аристотель, содержит нечто естественное и прекрасное, затрагивает природу вещей, природу духа, самого человека, Бога.
Освобождению человека от невежества. Относительно этого философия является идеалом для человека и государства. «Только она, - писал Декарт, - отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ тем более гражданский и образован, чем лучше в нем философствуют, поэтому для государства нет большего блага, чем иметь истинных философов».
Преодолению утилитарного подхода к жизни. Философия необходима для истинно человеческой жизни, в которой есть место для работы духа и мысли. «Философия, - считает французский мыслитель Же. Маритен, - заставляет вспомнить о высшей пользе тех вещей, которые касаются не средства, а цели. Ведь люди живут не только хлебом, витаминами и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев П. В. Философия: учеб. / П. В. Алексеев, П. В. Панин, А. В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2016. - 159 с.
2. Дунаева Н.Н. Философия / Н. Н. Дунаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 160 с.
3. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / под ред. А. С. Мамзина. - СПб.: Питер, 2018. - 354 с.
4. Кармин, А. С. Философия: учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб.: Питер, 2017. - 421 с.
5. Мамардашвили М. Проблема человека в философии / М. Мамардашвили. – М.: Высь, 2018. – 152 с.
6. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 2015. – 672 с.
7. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 320 с.
8. Спиркин А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2016. – 366 с.
9. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 362 с.
10. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, МО РФ. - М.: Юрайт, 2015. - 561 с.
11. Философия: учебник / под ред. Е.Н. Князева, А.Н. Чумаков. - М.: Академия, 2017. - 320 с.
12. Философия: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / под ред. Л.Т. Ретюнских, Т.Ю. Сидорина. - М.: Проспект, 2015. - 332