Фрагмент для ознакомления
2
Доклад на тему: «Смысл и цель жизни. Смысл смерти»
Человек – единственное существо, которое осознает и свою жизнь, и знает о неизбежной смерти каждого человека и своей в том числе. Очевидно, именно осознание своей смертности и является началом человеческой духовности – желание понять глубочайшие основы бытия и стать к ним причастным, с ними связанным.
Под конец XX века философия все больше переходит от исследования вещей и идей к изучению человека. В связи с этим проблема жизни и смерти человека занимает центральное место в философии.
В то же время эта классическая философская проблема является не только философской, но и общенаучной, комплексной. Она является актуальной для психологии, этики, юриспруденции и других наук.
Особое значение она приобретает в медицине: развитие новых медицинских технологий деторождения, трансплантации, реанимации вызывает острую необходимость выработки новых взглядов на жизнь и смерть, выявление их фиксированных признаков, которые делают возможным практическое установление состояния жизни и смерти.
В связи с этим бурно развиваются также такие специализированные отрасли медицины, как танатология (наука о смерти), суицидология (изучает феномен самоубийства) и такое комплексное направление, как биоэтика.
Естественно, что при этом философия призвана интегрировать, обобщить весь новый материал, факты и идеи, систематизировать и осмыслить их.
При этом бесспорным представляется связь жизни и смерти, невозможность понять место смерти без выяснения смысла жизни.
Познание смысла жизни человека неотделимо от познания его природы, понимания его места во Вселенной. Этот вопрос интересовал философов еще со времен Сократа.
Одним из мощных, можно сказать почти абсолютных, ограничений для человека предстает смерть.
Конечность придает человеческому существованию смысл, поскольку делает человеческую жизнь определенной, завершенной. Нельзя сказать, чтобы неопределенная по времени продолжительность была совсем лишена смысла, но в своей реальности человек во многих отношениях предстает конечным, ограниченным. Для человека вопрос о беспредельности возникает не в плане отсутствия каких-либо границ, а в плане существования возможностей для их преодоления и расширения.
Если бы мы были бессмертны, то могли бы спокойно откладывать каждый свой поступок на безграничное время. Но перед лицом смерти как абсолютного и неизбежного конца, как предела наших возможностей, мы обязаны максимально использовать отведенное нам время, не потерять ни единой возможности наполнить жизнь смыслом и содержанием. В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости, он накладывает на человека ответственность за свою судьбу, делает эту ответственность неотвратимой.
Осознание человеком своей смертности делает актуальным вопрос о смысле жизни. Для чего живет человек? Если бы жизнь не имела ни начала, ни конца, то не возникало бы вопроса о ее смысле, как, скажем, он не возникает о смысле Вселенной, который существует всегда.
То, ради чего человек живет, – это цель его жизни. Она может быть и смыслом. Но смыслом может быть и более глубокая цель, то есть смысл в этом случае – это то, ради чего человек идет к цели . Иначе говоря, цель всегда осознается. Но в подсознании может быть и другая цель, не осознаваемая. Очень часто такой скрытой целью в жизни человека является повышение самоуважения. В таком случае богатство, карьера, ученые степени, красота является только средством для повышения самоуважения, что и будет смыслом (конечной целью). Гармоничной является жизнь человека, в которой осознанная и не осознанная цель (смысл) совпадают. И трагической является судьба той, в которой они не просто не совпадают, а противоположны, тем более, если человек узнает об этом только перед смертью.
Принципиально важным является то, что само выражение «смысл жизни» ориентирует на неправильное понимание сути дела. Жизнь человека – это высшая ценность, самоцель, и она не может быть использована для чего-то другого, не может быть средством. Может быть цель в жизни, но не цель жизни.
Опасно не только бесцельное существование, но и жизнь, которая является средством какой-либо другой цели (такой способ существования характерен для фанатиков). Это не означает, что человек не может ставить высокой благородной цели. Может и должен. Но, кроме цели, должно быть еще и многое другое. Человек не должен делать себя жертвой, а должен стремиться к полноценной жизни.
С религиозной точки зрения вопрос о смысле жизни решается на основании священных книг – однозначно и одинаково для всех людей. Речь идет о спасении души для вечной жизни в потустороннем мире. В этом простом решении много положительного, но и есть существенный недостаток – в него не могут все поверить.
Личность – это человек как член общества, имеет духовность, сознание и самосознание, способен контролировать свои действия и нести за них ответственность. Вследствие наличия в личности биологической, социальной и духовной подсистем целесообразным видится последовательный подход для определения цели жизни, учитывая последовательно три подсистемы: биологические, социальные и духовные потребности в смысле жизни.
С этой точки зрения, самой простой является ситуация с биологической подсистемой. Натуральная, запрограммированная природой цель любого биологического существа – это продолжение рода, обеспечение распространения и выживания вида, что и осуществляется путем рождения и воспитания детей. К этой же подсистеме следует отнести удовлетворение различных биологических потребностей (еды, сна, секса и т. п.) и получения от этого естественного наслаждения.
Фрейд выделяет связанный с деторождением инстинкт либидо как основную в структуре личности. Однако, по тому же Фрейду, биологическая энергия либидо может находить разрядку и в сублимированном виде – в любой творческой напряженной деятельности или в стремлении к власти как сублимации комплекса садизма и в покорении мазохизма .
Возможны различные искажения, связанные с биологической потребностью смысла жизни, такие как гедонизм – стремление к любым удовольствиям и любой ценой, что может привести к таким патологиям, как обжорство, алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность (чаще всего они проявляются в совокупности). Характерно, что такие патологии связаны с глубоким недовольством жизнью и потерей ее смысла. Эти способы и являются патологией, потому что в результате их применения ситуация все ухудшается, недовольство растет, а смысл жизни полностью теряется, что нередко приводит к психическим заболеваниям и самоубийствам.
Что касается социальной подсистемы, то укрепление своих социальных связей, своего вклада в развитие общества, конечно, оказывается в труде для блага общества, создании духовных и материальных ценностей, а также в коллективе.
Социальная проблема в смысле жизни также может удовлетвориться преобразованным способом – через повышение престижа (своего значения в глазах окружающих), через получение образования, приобретение ценных вещей и богатства, профессиональную карьеру. Близким к этому пути престижа есть путь власти, стремление к лидерству не для внутренних не осознаваемых побуждений, а для осознанного желания занять в обществе высокое место.
Духовная потребность смысла жизни связана с социальной и часто проявляется в виде тех же видов деятельности по созданию духовных и материальных ценностей, но побудительным мотивом будет уже не столько принесение пользы, сколько стремление к самоутверждению, самовыражению, развитию собственной личности.
Конечно, все эти потребности взаимосвязаны и являются сторонами одной человеческой личности, но они относительно автономны, в определенной степени, соподчиненные, субординированные. Их соподчинение определяет иерархию мотивов поведения человека, наличие которой в психологии рассматривается как важный показатель психологической зрелости личности. Но они могут и противодействовать, что приводит к напряженности, смущению, переживаниям.
И наоборот, согласованность этих потребностей ведет к внутренней гармонии, душевному равновесию, в определенной степени, к удовлетворению своей жизнью как обязательного условия и основам индивидуального счастья. То есть, счастье как ощущение полноты жизни и удовлетворения им, является результатом достижения, осуществления, реализации смысла жизни.
Важное значение при этом имеет глубокое усвоение немеркнущих, нестареющих мыслей великих мудрецов прошлого, таких как Демокрит, Сократ, Эпикур и Сковорода. Они учили довольствоваться малым (в сфере материальных потребностей), ценить то, что имеешь, понимать, что, как правило, человек имеет самое необходимое (жизнь, время, сон, простую пищу, близких людей), если он не умеет этого ценить, то никогда не будет счастливым, потому что причина его несчастливости заключается не в окружающих условиях, а, как говорил еще Будда, в нем самом, в его жадности, эгоизме, агрессивности, неумении любишь.
Показать больше