Фрагмент для ознакомления
2
Произведения Сократа неизвестны, но жизнь Сократа - наоборот. Сократ предпочитал устные беседы. Ученики его по-разному понимали то, что говорил их учитель .
У Сократа была интересная манера – он любил беседовать с людьми. Сократ мог просто заговорить с любым человеком, встретив его на улице. Сократу не было важно, какого человек возраста, пола, статуса. Философ мог остановить военачальника и спросить его о войне, зачем нужна война и пр.
Интересно, что Сократ в те времена был известен больше не философией, а бытовой специфичностью, чудачеством и необычным поведением. Так, внешность его была интересна – он был лысоват, небольшого роста, у него была шишка на лбу. У Сократа был приплюснутый нос, полные губы и большие глаза.
Его часто видели без обуви на базарах и площадях. Одежда Сократа была одной и той же и зимой и летом и, как передают, хуже, чем у рабов .
Он был настоящим гражданином и три раза побывал в походах военного характера, посещал народные собрания (их посещали не все, а только по желанию). Его профессией было пробуждение всех собеседников к истине в разговоре. Сократ постоянно задавал вопросы. Казались они добродушными и каверзными одновременно. Часто получалось так, что собеседники сами затруднялись давать ответы на вопросы Сократа, путались в них и ничего не могли ответить. Сократ часто изображал добродушность, которую часто принимали за иронию и даже сарказм. Эта знаменитая «ирония Сократа» была признана многими историками античности и навсегда осталась в памяти всего человечества в культуре и истории.
2 Особенности философии Сократа
Сократ хотел в своих беседах освободить своих собеседников от излишней самоуверенности, продемонстрировать им, что реальности собеседник имеет не полное знание, на которое претендует. Сократ вместе со своими собеседниками искал истину.
Сократ сам говорил о том, что «ничего не знает». И задавал вопросы, получал на них ответы. Взвешивал эти ответы и задавал новые вопросы. Спрашивая других, он исследовал предмет разговора. Так, вместе они приходили к какой-то истине. Полагая, что не обладает истиной, Сократ помогал ей родиться в душе своих собеседников.
Свой метод он уподоблял повивальному искусству — профессии его матери. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл «майевтикой» —повивальным искусством.
Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель.
Гиппий, говоря о прекрасных занятиях, не может сказать, что же это такое — прекрасное.
Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета — определение, понятие.
Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Он обратил внимание на то, что если нет понятия, тонет и знания
Мыслители в Древней Греции до Сократа размышляли не столько о человеке, сколько о том, из чего состоит Вселенная, каким законам подчиняется мир. Сократ же первым их философов Древней Греции предметом размышлений поставил только поведение самого человека.
Сократ полагал, что познать природу является делом бесполезным. Человеку важно размышлять над тем, что находится в его власти. Во власти человека находится, по мнению Сократа, поведение. Человек не может воздействовать на законы, которые управляют миром. Человек не может остановить свет Солнца или создать новую звезду. Поэтому размышлять нужно не о том, что неподвластно человеку и что он не может изменить. А нужно размышлять о том, что находится в сфере человеческой воли. Аристотель позже в своей «Метафизике» скажет о Сократе, что последний занимался нравственными вопросами и природу не исследовал .
Цицерон же говорит о том, что Сократ низводит философию с небес на землю.
Интересно, что Сократ анализировал свои взгляды в устной форме. Эти мысли дошли до нас в изложении современников Сократа, через сочинения его друзей и последователей историка Ксенофонта и философа Платона.
Ксенофонт посвятил Сократу и его учению произведения «Апологи Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Платон же практические все свое учение приписывал Сократу. Поэтому сложно сказать, где «заканчивается» творчество Сократа, и где начинается творчество Платона .
В диалоге Платона «Федр» Сократ говорит о письменности так, словно не ценил ее важность. Происходило это потому, что Сократ более ценил живую и одушевленную речь знающего человека. Поэтому смысл его жизни, в том числе, состоял в беседе с согражданами о смысле жизни, об истинах, путях развития человека. Диалоги Платона воссоздают беседы. Многие произведения названы именами собеседниками Сократа (Горгий, Протагор, Критон, Ион, Федр).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агапов Е. П., Феномен социального благополучия: философское осмысление // Отечественный журнал социальной работы. — 2017. — № 2. — С. 44-52.
2) Галстян Х. С., Теоретические и методологические аспекты исследования проблемы политического диалога: античная эпоха и средневековые истоки религиозного экзистенциализма // Конфликтология. — 2019. — Т. 14, № 4. — С. 66-76.
3) Голяндин А., Мудрец и народ // Знание-сила. — 2019. — № 2. — С. 119-122
4) Гущина А. В., Идеи Сократа, Платона и Аристотеля о нравственности в их приложении к воспитанию // Мир образования - образование в мире. — 2017. — № 1 (65). — С. 8-14.
5) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986
6) Ивин А. А. История философии / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 169 с.
7) История античной философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общ. ред. Р. В. Светлова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 288 с.
8) Кессиди Ф. Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988
9) Круглова Л. К., Антропологический поворот и антропологический принцип в философии и культурологии: исторические модификации // Вопросы культурологии. — 2016. — № 10 (октябрь). — С. 29-36
10) Лавренов С. Я., Государственно-правовой идеал Платона : вопросы для современности // Обозреватель. — 2015. — № 8 (307). — С. 93-104
11) Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989
12) Мелик-Пашаев А., Услышать другого. О диалоге в искусстве // Искусство в школе. — 2015. — № 3. — С. 16-20.
13) Михайлова Н. В., Методологический парадокс Сократа в философии математического образования // Педагогика. — 2016. — № 4. — С. 12-18.
14) Мыслители : [сборник биографических очерков. — Санкт-Петербург : Личности, 2018. — 205 с.
15) Нерсесянц В. С., Кант и Сократ: концепция морали // Историческая психология и социология истории. — 2015. — № 1. — С. 198-216
16) Пилюгина М. А., Постановка проблемы интерпретации в античной философии // Философия и культура. — 2015. — № 2 (86). — С. 269-279.
17) Стадничук Б., Сократ : учитель, философ, воин. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 247, [1] с.
18) Фролова Е. А., Философско-правовые идеи античности: софисты и Сократ // Аграрное и земельное право. — 2019. — № 4. — С. 82-85.
19) Ярошевский М. Г., Человек науки как историческая фигура // Развитие личности. — 2017. — № 1. — С. 224-238