Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос о том, возможна ли неформальная грамматика, показался бы странным: ведь грамматика изучает формы слов, предложений — значит, по сути своей она и должна быть формальной. А возможна ли грамматика семантическая? Но она и должна быть семантической, потому что формы без смысла не составят грамматики. Может ли быть грамматика коммуникативной? Но коммуникативность — это назначение, функция языка, поэтому грамматика не может не быть коммуникативной. На том же основании рассудим: если каждый элемент языка в передаче, сообщении коммуникативного смысла выполняет свою конструктивную функцию, грамматика не может не быть функциональной. Все названные признаки являются неотъемлемыми свойствами языкового строя, его грамматики. Тогда нужны ли эти определения? Известно, что есть два значения слова "грамматика": это и объективное устройство каждого языка, и грамматическая наука, знание о языке. А человеческое знание относительно, оно движется поступательно, шаг за шагом, в направлении к изучаемому объекту, но никогда не достигает абсолюта. Накапливаются нерешенные, дискуссионные проблемы. На разных этапах этого движения появляются новые идеи, иные методы, сулящие возможности решения спорных вопросов, дальнейшей систематизации знания.
Вопрос о том, возможна ли неформальная грамматика, показался бы странным: ведь грамматика изучает формы слов, предложений — значит, по сути своей она и должна быть формальной. А возможна ли грамматика семантическая? Но она и должна быть семантической, потому что формы без смысла не составят грамматики. Может ли быть грамматика коммуникативной? Но коммуникативность — это назначение, функция языка, поэтому грамматика не может не быть коммуникативной. На том же основании рассудим: если каждый элемент языка в передаче, сообщении коммуникативного смысла выполняет свою конструктивную функцию, грамматика не может не быть функциональной. Все названные признаки являются неотъемлемыми свойствами языкового строя, его грамматики. Тогда нужны ли эти определения?
Известно, что есть два значения слова "грамматика": это и объективное устройство каждого языка, и грамматическая наука, знание о языке. А человеческое знание относительно, оно движется поступательно, шаг за шагом, в направлении к изучаемому объекту, но никогда не достигает абсолюта. Накапливаются нерешенные, дискуссионные проблемы. На разных этапах этого движения появляются новые идеи, иные методы, сулящие возможности решения спорных вопросов, дальнейшей систематизации знания.
После того как в XX в. было сформулировано понятие двусторонности (формальной и содержательной) языкового знака, долго спорили о приоритете формальное и семантическое направления в лингвистике. Дебатировались вопросы, должна ли лингвистика изучать только формы, отвлекшись от значения, а если заниматься значениями, то надо ли разделить форму и значение по разным "уровням" или видеть их в единстве, как в реальном языке. Между тем наблюдения над языком все отчетливее показывали, что "лицо" языковой единицы, ее идентификация в ряду себе подобных, определяется не двумя, а тремя признаками: значением, формой и функцией. Понятие функции в первой половине XX в. обсуждалось лингвистами применительно к общественному назначению языка вообще, затем — к использованию его в разных коммуникативных сферах, стилях. Для одних специалистов слово "функция" служило синонимом "значения", для других — синонимом члена предложения.
Роль нового понятия, входящего в науку, укрепляется тогда, когда оно получает терминологическое определение и занимает свое место в системе, в сети познания.
Необходимое в системе грамматических понятий употребление слова "функция" было подготовлено работами В. В. Виноградова. Во "Введении" в раздел "Синтаксис" академической "Грамматики русского языка" 1954 г. он призывал к изучению функций форм слов и правил их использования как для образования словосочетаний, так и в структуре разных типов предложения.
Грамматика РКИ является важнейшей частью дисциплины РКИ, ее лингвистическим стержнем. Существуют различные названия: практическая грамматика для иностранцев, функционально-коммуникативная грамматика. Долгое время существовало мнение, что грамматика РКИ – это методика, приложенная к академической грамматике либо упрощенная грамматика для русских. На современном этапе грамматика РКИ представляет собой самостоятельную отрасль лингвистической науки и осознается как грамматика особого типа. Основной ее целью является обучение иностранных учащихся владению русским языком и русской речью. Грамматика РКИ имеет теснейшую связь с академической грамматикой для русских, она опирается на ее достижения и применяет на практике новые теоретические идеи. Между практической и академической грамматикой существуют значительные различия.
Для описательной грамматики русский язык является предметом изучения с целью изучения его внутреннего устройства, структуры. Данную грамматику изучают лингвисты и будущие лингвисты. Язык в ней является объектом научного изучения, поэтому это в большей степени язык различных лингвистических теорий. А грамматика РКИ тесно связана с практикой, это практическая грамматика, она направлена на обучение владению речью. Ее цель - показать, как единицы языка функционируют в речи, как нужно строить русскую речь. Кроме того, это взгляд на русский язык как бы со стороны, с
Показать больше