Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Февральская революция 1917 г. являлась процессом ликвидации легитимности Российской империи. Под легитимностью понимается уверенность подданных в том, что царь обладает правом властвовать, а установленные порядки являются отражением непреложных ценностей. Царю принадлежит ответственность за обеспечение блага и спасения государства, людей в нем. При присутствии такой уверенности власть – это и авторитет, и государство обладает силой. Если теряется власть и сила, государство приходит в упадок. Легитимность, поэтому, связывается с процессами, которые происходят в сознании социума, с экономикой, международными процессами.
Дело в том, что к началу прошлого столетия крестьянство «почти» уже принимало помещиков. Попытки быстро сформировать в деревне общество классов как фермеров и сельскохозяйственных рабочих потерпела крах. К революции население страны состояло из огромного сословия крестьян, которые сохраняли за собой специфическую культуру и миропонимание . Буржуазные ценности социума в крестьянстве не находили своего отклика, народу были непонятны буржуазные термины. Даже в конце позапрошлого столетия село жило, как правило, по нормам традиционного права с приоритетом общинного права.
Целью данной работы является рассмотрение государства и права в период после Февральской революции.
1 Органы власти после Революции 1917 года
2 марта в итоге проведения переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было сформировано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому перешла корона, отрекся от престола в пользу Временного правительства.
Правительство теперь состояло из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, кадетам принадлежали важные посты. Правительство тесно связывалось с общественными организациями буржуазии, возникшими в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). В Декларации правительство говорило об амнистии политическим заключенным. Были объявлены гражданские свободы. Полиция заменялась «народной милицией». В местном самоуправлении должны были проводиться реформы. Временное правительство теперь обладало как исполнительной, так и законодательной властью. Теперь оно заменяло государя, Госсовет, Думу и Совет Министров. Временному правительству подчинялись высшие учреждения (Сенат и Синод). Чтобы решать второстепенные вопросы, было сформировано Совещание товарищей министров.
Временное правительство было преемником империи и было нацелено на сохранение прежнего аппарата государства. Но на волне демократизации в ведомствах и учреждениях стали появляться представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций. В ответ Временное правительство не смогло принять уместные меры и настало время кризисов:
3-4 мая, 3-23 июля, 26 августа-24 сентября. В результате стал меняться состав правительства. 5 мая правительство стало коалиционным, но все три коалиции были непрочными. 25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Выборы были назначены на 17 сентября, а затем перенесены на 12 ноября. До этого собирались разного рода форумы, которые должны были оказать поддержку правительству:
Государственное совещание (12-15 августа в Москве),
Демократическое совещание (14-22 сентября в Петрограде), избравшее постоянно функционирующий Временный совет республики - Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Сначала было принято, что ему будет подчиняться правительство. Но на самом деле Предпарламент стал совещательным органом при Временном правительстве и важной роли в укреплении государственной системы не сыграл.
3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами.
Созданное 24 июля правительство стало сдвигаться вправо, его председатель А.Ф. Керенский (перешедший в партию эсеров) занял и посты военного и морского министра, в третьем правительстве он был председателем и Верховным главнокомандующим.
25 августа произошел неудачный мятеж генерала Корнилова, который вместе с рядом других генералов пытался свергнуть Временное правительство. После этого из правительства ушли министры-кадеты.
1 сентября была сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским. Она просуществовала до 24 сентября, а после было сформировано правительство.
В особых случаях Временное правительство формировало специальные органы: после 3-5 июля вместе с меньшевиками и эсерами из ВЦИК была создана Комиссия по водворению порядка в Петрограде, 25 июля был создан Комитет обороны, в который вошли ведущие министры. В конце сентября на секретном совещании в Ставке с деятелями буржуазных партий был утвержден план военного переворота. С фронта ликвидировались войска и теперь они располагались вблизи крупных городов. Формировалась возглавляемая министром внутренних дел Комиссия по разгрузке Петрограда, которая готовила переезд в Москву правительства и высших учреждений власти.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика: сборник научных трудов. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. — 382 с.
2) Звягинцев А.П. «Контрреволюционная сущность милиции Временного правительства». // Правоведение. 1971. №4. С.111-120
3) Ляндрес С. М., О культе Александра Керенского и историографической традиции // Вестник Санкт-Петербургского университета, История. — 2020. — № 2. — С. 668-678.
4) Нефедов С. А., Причины и смысл революций: версия Николая Розова // Полис: Политические исследования. — 2019. — № 6. — С. 159-164
5) Сергеев С. А., Развилки российской истории ХХ века // Власть. — 2020. — № 4. — С. 275-277.
6) Солженицын А. Размышления над февральской революцией // Российская газета. 2007. 27 февраля
7) Тропов И.А. Проблемы состояния и функционирования местных органов власти в России в 1918 г. (по материалам журнала «Власть Советов») / И.А. Тропов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2011. — №3. — С. 15-20