Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музыкальное воспитание - одна из отраслей педагогики, основы которой были заложены в античную эпоху. Наряду с арифметикой, геометрией и астрономией, музыка входила в число основных предметов изучения в школах древнего Рима и Греции. Образованным считался человек, получивший музыкальное воспитание. Благозвучие открытого Пифагором гармонического аккорда потрясло ученых античного мира. На протяжении веков эти наблюдения дополнялись исследованиями в психологии, физиологии, педагогике, философии, музыкознании, медицине, семиотике, герменевтике. Среди них - учение о небесном гептахорде (Платон), катарсисе (Аристотеля), преобразующей роли музыкального магнетизма (А. Кирхера), эмпатии (Т. Липпса), контекстуализма (С. Пеппера), многочисленных других исследований воздействия музыки на человека [7, с. 33].
Двадцатый век ознаменовался повышенным вниманием к проблемам музыкального воспитания. Возобновлялось развитие национальных систем музыкального воспитания, авторами которых явились авторитетные музыканты, композиторы, деятели искусства: Золтан Кодаи (Венгрия), Борис Тричков (Болгария), Карл Орф (Германия), Пьер ванн Хауве (Нидерланды), продолжившие традиции новаторской музыкальной педагогики, начатой в XIX в. Марией Монтессори (Италия), Ш. Сузуки (Япония).
Целью данной работы является рассмотрение современных средств музыкального воспитания. Задачи:
- рассмотреть комплекс средств музыкального воспитания;
- описать слушание музыки как способ музыкального воспитания;
- проанализировать важность изучения музыки при помощи пения;
- рассмотреть музыкально-ритмические движения как средство музыкального воспитания;
- проанализировать музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах как средство музыкального воспитания.
1 Общая характеристика средств музыкального воспитания
Музыка – это то, благодаря чему личность ребенка становится всесторонней и гармоничной.
Актуально музыкальное образование как в школе, так и в семье. Поэтому музыке важно учить всех детей, в той или иной степени. А уже про получение профессионального образования можно говорить только в некоторых случаях. Почему образование в сфере музыки столь важно? Потому, что музыка оказывает огромное влияние на психику, физиологию человека. Музыка успокаивает или возбуждает нервную систему ребенка, формирует у личности определенные эмоции и их переживания, осознавание эмоций в том числе.
«Воспитывать» – от «в ось питание». Это процесс творчества, имеющий цель качественного взаимодействия педагога и учащихся, формируя развивающую среду.
В педагогике существует термин «средства воспитания». Прием – это единичное влияние. Средство – уже общность приемов [2, с. 212]. Средство – это уже не прием, но еще не метод. К примеру, труд музыканта является средством музыкального воспитания. Но демонстрация этой работы, анализ ошибок – это уже прием воспитания.
К средствам музыкального воспитания относят:
1) Слушание музыки.
2) Пение.
3) Музыкально-ритмические движения.
4) Музыкально-дидактические игры, игру на музыкальных инструментах.
Каждое из средств, применяемое в музыкальном воспитании, обучении и развитии – это вид активной и доступной художественной работы в сфере музыкального творчества.
2 Слушание музыки
Слушание музыки – это активный внутренний процесс концентрации, который требует мобилизации чувств, мысли и познания того, кто обучается [6, с. 12]. Музыкальное произведение, которое прослушивается, вызывает определенные переживания. Слушающий испытывает разные эмоции в связи с влиянием на него музыки и осмыслением ее содержания. Данный процесс представляет собой познание эмоционально-образного характера, так как реализуется он при помощи художественно-музыкальный образ [3, с. 98]. Как результат, создается отношение к данному образу, которое транслируется в дальнейшем в реальность.
Слушание музыки выступает в разных формах:
1) как часть любого занятия музыки, музыкального вечера, досуга, праздника.
2) как специальное занятие.
3) как методический обучающий
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вагина Н. А., Функции музыки в развитии детей раннего возраста // Искусство и образование. — 2012. — № 3. — С. 79-90.
2) Герасимова Т. Н., Педагогические средства музыкального воспитания обучающихся военно-музыкальных учебных заведений как важный фактор формирования их профессионального мастерства // Мир образования - образование в мире. — 2017. — № 3 (67). — С. 212-218.
3) Грибкова О. В., Развитие вокально-хорового творчества в современном музыкальном воспитании // Искусство и образование. — 2020. — № 2. — С. 98-105.
4) Дормидонтова Л., Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора // Дошкольное воспитание. — 2010. — N 3. — С. 94-99
5) Зацепина М. Б., Формирование музыкального восприятия у дошкольников и младших школьников средствами игры // Педагогическое образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 155-160
6) Калашникова Т. И., Выразительные средства музыкального произведения [Текст] // Музыка и время. — 2009. — N 8. — С. 11-14.
7) Образцова Л. Н., Методика Синити Судзуки : воспитание творчеством. — Москва. — Санкт-Петербург : АСТ : Сова, [2007]. — 72 с.
8) Петрик А. Е., Музыка как средство нравственно-эстетического воспитания детей // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 2. — С. 37-41.
9) Самадова З. А., Развитие музыкального воспитания детей на современном этапе // Искусство и образование. — 2020. — № 2. — С. 122-130.
10) Степанов А., Музыкальное искусство как средство воспитания экологической культуры личности // Среднее профессиональное образование. — 2008. — N 2. — С. 10-12.
11) Степанов А. М., Роль искусства в формировании нравственно-эстетической составляющей экологической компетентности // Среднее профессиональное образование. — 2011. — N 12. — С. 53-55.
12) Хилиль А. Ю., Формирование музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста средствами дидактической игры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — N 1. — С. 186-190.
13) Хэ Чжеи, Музыкальное воспитание как неотъемлемая часть формирования культуры личности // Искусство и образование. — 2020. — № 3. — С. 118-126