Фрагмент для ознакомления
2
является квазипространственным по своей природе и обладает характери-стиками, которые сразу же можно исследовать во всех его частях.
Сукцессивная обработка включает в себя формирование кода, до-ступным только линейным способом.
Квазипространство – упорядоченность в системах знаков и симво-лов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям. Вершина усвоения простран-ственных представлений – речевое квазипространство или логико-грамматические конструкции.
Это умение использовать в речи правильно все предлоги и сложные грамматические конструкции, специфические прямые серии, где каждый элемент связан только со следующим. Таким образом, человек, встретив звено (элемент) из группы стимулов, воспринятых симультанно, будет реа-гировать на это звено в совокупности со знаниями о множестве других элементов. А если сукцессивно, то только с двумя.
Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является формирование навыка чтения, как фундамента последующего образова-ния. В связи с этим остро возникает проблема коррекционно–логопедической работы по формированию предпосылок к обучению чте-нию и выявлению предрасположенности к дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
По мнению, С.С. Мнухина (1968) из всех предпосылок интеллекта нарушения сукцессивных функций, чаще других встречаются при специ-фических нарушениях школьных навыков. В частности, было обнаружено, что у школьников с нарушением письменной речи наблюдались наруше-ния сукцессивных операций. Дети затруднялись в воспроизведении графи-ческих и звуковых ритмов, допускали ошибки при воспроизведении по-следовательности изображений, движений, автоматизации речевых рядов.
В чем же сложность формирования данных процессов? Ответить на этот вопрос, поможет рассмотрение их природы.
Сукцессивные процессы это есть анализ и синтез последовательных сигналов и стимулов. Иначе говоря, “сукцессивные операции – это опера-ции различения, запоминания и воспроизведения временных последова-тельностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений”.
В работе “Формирование сукцессивных функций у дошкольников с нарушениями речи” А.М. Горчакова (2003), приводит следующие онтоге-нетические принципы формирования закономерностей каких-либо умений и навыков у ребенка в норме (в соответствии с данными принципами идет и развитие сукцессивных функций):
от простого к сложному;
от конкретного к абстрактному (предмет —> изображение —> сло-во —> символ);
от контраста к оттенкам, от элементарных дифференциаций к более усложняющимся;
от общего к частному, от крупного к мелкому (например, общие движения —> мелкая моторика —> артикуляторная моторика);
поэтапность;
сформированные умения переводятся в навык;
вовлечение в работу по мере развития как можно больше анализа-торов;
Если сукцессивные функции развиты в соответствии с возрастной нормой, то процесс симультанизации проходит довольно легко. Любой навык на начальных этапах осваивается последовательно (сукцессивно), а затем воспроизводится целостно (симультанно). Это относится и к чтению: процесс увеличения языковых единиц происходит постепенно: от чтения по слогам к чтению целыми словами”.
Для успешного формирования навыка чтения, необходимо доста-точное развитие следующих предпосылок:
сформированность пространственных представлений, простран-ственной ориентировки;
сформированность зрительно-моторной координации;
сформированность мелкой моторики, графомоторных навыков;
достаточный уровень развития слухового, зрительного восприятия;
сформированность произвольного внимания;
развитие памяти, особенно слухоречевой и зрительной;
сформированность сукцессивных функций, а именно: воспроизведе-ние последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
достаточный уровень развития устной речи (то есть ее фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя).
Сформированность сукцессивных функций лежит в основе усвоения звуко-слоговой структуры слова, морфосинтаксических операций, навы-ков текстообразования, грамоты. И соответственно, при их недоразвитии ребенок
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горчакова А.М. Формирование сукцессивных функций у дошкольников с нарушениями речи. 2017
2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. 2011.
3. Мнухин С.С. влияние сукцессивных процессов на развитие связной монологической речи у дошкольников. 1968.
4. Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. 2018