Фрагмент для ознакомления
2
Русский рисунок конца XIX – первых десятилетий XX века обязан своим расцветом многим выдающимся мастерам. В числе наиболее крупных имен – Филипп Андреевич Малявин (1869-1940).
Выставка из собраний Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина, Тамбовской областной картинной галереи, Калужского музея изобразительных искусств, Российского государственного архива литературы и искусства и коллекции О.В. Кирсановой позволяет оценить дар Малявина-рисовальщика.
Автор оставил огромное графическое наследие. Малявин рисовал постоянно. Сохранились целые альбомы его набросков и законченных рисунков. В них запечатлены огородные и дети, артисты и художники (он много раз рисовал Репина), и он сам. Существует множество автопортретов Малявина. Но особенно интересны рисунки, изображающие крестьянок, словно мгновенно выхваченных из жизни; их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи, любовно проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, что позволяло вызвать ощущение богатой игры красок и светотени.
Экспозиция, куда вошли сорок пять отдельных листов и альбом, не претендуют на полноту. Ею, однако, дается довольно верный срез творчества Малявина русского периода в этом виде искусства. Здесь можно увидеть законченный станковый рисунок, эскиз живописного портрета, набросок с натуры; проследить изменения стиля художника с 1890-х годов до момента эмиграции в 1922 году; понять разницу между исполнением заказа и работой «для себя». Широко представлена гласная у Малявина крестьянская национальная тема и, в массе вариантов, портрет. Особый интерес выставке придает малая известность произведений, некоторые из них никогда не показывались и не репродуцировались.
Для Рязани полуторавековой юбилей мастера еще и повод напомнить: именно тут, в семнадцати верстах от города близ деревни Аксиньино, располагалась его мастерская. Усадьбу супруги Малявины купили в 1900 году, после чего аксиньинские впечатления не просто вошли – во многом определили творчество художника. Его «девки», «бабы» отсюда; если в родной Самарской губернии в 1890-е годы он писал портреты членов своей крестьянской семьи, деревенских соседей, то теперь, обретя дистанцию между собой и натурой, создает обобщенные типы.
Современниками его живописные образы воспринимались как остроактуальные, в атмосфере «чаяния новых катастроф» их прямо наделяли революционным смыслом. Теме России, основной для русской культуры начала XX века, малявинскими «бабами» дано редкое по своей мощи истолкование. Притом позиция художника далеко не однозначна: воспевая, он героиню своих картин не идеализирует и вообще отказывается от этических оценок, его подход, как верно говорит Г.Г. Поспелов, включает «не только утверждающие, но и экспрессивно-гротескные интонации».
Показать больше