Фрагмент для ознакомления
2
Доклад на тему «Причины и профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Аннотация. В статье актуализируется проблема компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор рассматривает данную проблему через проявление психологоакмеологических особенностей, оказывающих достаточно серьезное влияние на формирование личностной структуры ребенка. В статье обосновываются причины формирования и проявления формирование специфических интересов детей, связанных с использованием компьютера в процессе различных видов деятельности, а также использования ресурсов сети Интернет, оказывающих непосредственное воздействие на развитие определенной группы потребностей, которые могут правомерно быть рассмотрены как негативные факторы возникновения и развития интернет-аддикции и компьютерной зависимости детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, младший школьный возраст, дошкольный возраст, профилактика компьютерной зависимости.
Сегодня практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру. Современный дети легко осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим свих родителей, бабушек и дедушек. Они самостоятельно используют ноутбуки, планшеты, телефоны родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр и общения в социальных сетях. Как отмечают исследователи, нижняя возрастная планка использования развивающих компьютерных программ опустилась до рекордной отметки «0+», т. е. они рекомендованы для развития детей с момента рождения. Компьютерные игры становятся частью детской субкультуры, при этом, вытесняя из жизни традиционные игры, и превращаются в основную форму досуга детей.
Тревожным сигналом формирования зависимости от компьютера и
компьютерных игр могут стать следующие признаки:
- во время игры ребенок перестает реагировать на просьбы, не слушает взрослого, при попытке отвлечь его от игры (или запретить играть) проявляет
агрессию, возможны истерические реакции;
- ребенок постоянно говорит о компьютерных играх (рассказывает о своих
достижениях, о том, что он сделает в виртуальной реальности в следующий раз), с нетерпением ждет возвращения к монитору;
- в случае запрета игры за компьютером или ограничения ее во времени, у ребенка ухудшается настроение, возникает состояние апатии;
- оторванный от игры ребенок не может найти себе занятие в реальном мире, не проявляет интереса к играм и игрушкам, отказывается заниматься
прежними увлечениями;
- ребенок демонстрирует острую потребность в игре (говорит об этом, проводит за компьютером все больше времени);
- не способен контролировать время, которое он проводит за игрой (ему
кажется, что он играл немного, возможны случаи обмана родителей по поводу того, чем он занимался в свободное время);
- появляются нарушения сна (ребенок плохо засыпает и с трудом просыпается, ему сложно соблюдать режимные моменты; игры способствуют
сокращению глубокой фазы сна, во время которой восстанавливается и отдыхает нервная система, перерабатывается полученная информация, что и оказывает негативное влияние на развитие ребенка);
С каждым днем в России увеличивается количество детей, проводящих время за компьютером (планшетом или телефоном), и неуклонно растет количество времени, посвященного компьютерным играм маленькими жителями нашей страны. Ранее, во времена Советского Союза, дополнительное образование было организовано на высоком уровне (создавались различные кружки по интересам, спортивные секции, дома творчества, и т.п.). На сегодняшний день количество таких мест значительно уменьшилось, достаточно
небольшой процент детей охвачен дополнительными программами образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. - Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара, 2005. С. 17-23.
2. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб.:
Питер, 2005. – 252 с.
3. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. – 2001.
4. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая
проблема? // Директор школы. – 2003. – № 9.
5. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака // Первое сентября. – 2001. - № 8.