Фрагмент для ознакомления
2
Технологии решения профессиональных педагогических задач
Педагогическая задача выступает тем стимулом, который заставляет учителя искать новые подходы в образовании, новые способы взаимодействия и передачи знаний.
Само понятие «задача» трактуется неоднозначно. Для классической педагогики свойственно интерпретировать ее как вопрос, требующий решения, проблемную ситуацию. В последнее время с активной интеграцией психологии в педагогическую науку термин «задача» приобрел такой оттенок: соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта некоторого действия (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. К. Тихомиров и др.) [3, 335].
Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:
• исходное состояние предмета задачи;
• модель требуемого состояния (требования задачи) [3, 335].
Педагогическая технология – это совокупность психологически оправданных способов воздействия на обучающегося, обеспечивающих продуктивное общение и усвоение социального опыта [4, 39].
Технология решения педагогической задачи подразумевает выбор методов работы в соответствии с характеристиками самой задачи. Безусловно, по-разному мы будем решать задачи стратегического плана и текущие задачи, аналогично – дидактические и воспитательные.
Тем не менее, исходя из того, что все педагогические задачи объединены целью социального управления, мы можем выделить общий алгоритм:
1. Анализ ситуации и постановка задачи.
2. Выбор методов воздействия.
3. Осуществление воздействия.
4. Анализ результата деятельности [3, 337].
Педагогическая технология, независимо от вида разрешаемой задачи, должна включать в себя четыре важнейших аспекта:
• Методологический – понимание места технологии в целостном педагогическом процессе.
• Инструментальный – видение целостного процесса обучения в совокупности его целей и средств.
• Операционный – способность применить технологию с учетом индивидуальных характеристик ситуации и участников.
• Рефлексивный – собственное индивидуальное отношение педагога к выбору целей и методов работы и к оценке результатов работы [4, 41].
Технология решения педагогической задачи должна соответствовать следующим принципам:
1. быть адаптированной к особенностям личности обучающегося,
2. давать доступ к учебной информации,
3. быть подкрепленной научной концепцией, иметь психолого-педагогические основания применения,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Коноваленко В. Е. Учебно-методическое пособие для студнтов педагогических специальностей по курсу «Педагогика». – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2011. – 139 с.
2. Практикум по решению профессиональных задач: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Курашева. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 155 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272514
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-1.shtml
4. Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства: учебное пособие. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – 375 с.