Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время человек, выступающий перед аудиторией, будь она маленькая или большая, должен знать основные принципы и правила искусства оратора. Особенно этот принцип относится и касается политических деятелей, профессоров, лекторов, прокуроров, судей, адвокатов и т.д. Публичная речь для рассматриваемых профессий – это главнейший способ воздействовать на аудиторию.
Ораторская речь во многом рассматривается как специфическое произведение искусства, оно взаимодействует с нашими чувствами, эмоциями, восприятием и сознанием. Если оратор говорит, не задействуя в лекции чувства аудитории и ее эмоции, то материал вряд ли запомнится, а если и запомнится, то ненадолго. Поэтому главнейшим принципом тренера является вызывание эмоций на группе.
1 Создание и исполнение речи оратором как процесс. Взаимодействие оратора и аудитории
Как правило, выделяют три уровня владения искусства публичной речи:
1) Владение материалом;
2) Владение собой;
3) Образ оратора.
Как часто это встречается, перед публичной речью неподготовленные люди испытывают страх и волнение, что сказывается как на физическом, так и на психологическом состоянии.
Рассмотрим способы борьбы с данными страхами:
1) Во-первых, необходимо сосредоточиться на выступлении, сконцентрировать свое внимание на содержании речи.
2) Повышать уверенность в себе – использование возможности участия в различных дискуссиях в семье, на работе и пр;
3) Быть уверенным в содержании своего выступления;
4) Знать, что безвыходных ситуаций не бывает – так или иначе, выход находится;
5) Научиться управлять собственными эмоциями и чувствами;
6) Прекрасное владение предметом только повысит все шансы на успех перед аудиторией;
7) Тщательная подготовка своей речи выступления, сценариев развития и возможных форс-мажорных обстоятельств [4, с. 155].
Основные этапы подготовки публичного выступления
При подготовке к выступлению оратор отвечает на следующие вопросы: 1. Что я делаю? 2. Зачем я это делаю? 3. Как я это делаю? Оратор выбирает тему, цель выступления, определяется с содержанием и результатом выступления. Во-первых, определяется тема публичного выступления. Она может быть заданной (в этом случае требуется конкретизация и уточнение темы), или бывает, что оратор сам выбирает тему. Это очень важно при выступлении лекторов, политиков, президентов компаний и пр. Выбор темы следует базировать на своем собственном опыте, знаниях. Если темы сформулирована удачно, то она привлекает внимание слушателей и заинтересовывает аудиторию. Не рекомендуется включать в название темы сложные и длинные формулировки, малоизвестные названия и слова – это может оттолкнуть слушателей и настроить аудиторию на негативный лад.
2 Условия успеха оратора
Успешным будет такое выступление, в котором расчёт идёт не на массу, а на конкретного человека в зале. Это может проявляться даже в обращениях: «вы, проработавшие в этой сфере всю жизнь…», «вы, пришедшие в компанию недавно…». Надо подчеркнуть в выступлении значимость людей, перед которыми выступает оратор. Поэтому некоторые вещи надо преподносить как хорошо известные, используя такие конструкции: «Как вы знаете…», «ни для кого не секрет…» и др. Это создаст иллюзию интерактивности, т.е. вовлечённости аудитории в процесс общения. Аудитория перестанет чувствовать себя пассивным объектом речи. Ещё одно средство – попытка себя представить заинтересованным в решении вопроса лицом: «давайте разберёмся вместе», «давайте посмотрим…»
В-третьих, надо знать ситуацию, в которой происходит общение.
В-четвёртых, надо уметь убеждать, быстро и эмоционально реагировать, уметь «саморазъясняться», т.е. передавать партнёру определённую информацию о своей личности. Если аудитория почувствует в ораторе «своего» человека, то сможет ему доверять. Он будет для аудитории интересен, а благодаря этому появится и интерес к его словам.
Заключение
Подготовка к публичному выступлению включает три основные группы правил, которые можно условно разделить по хронологическому принципу: предварительная отработка навыков риторики; непосредственная подготовка к публичному выступлению; изучение навыков поведения во время выступления.
Предварительная отработка навыков риторики может предусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать оратору повседневную общую готовность к работе с аудиторией. Эти приемы могут помочь человеку не только в его деловых отношениях, но и развить навыки хорошего рассказчика и сфере непрофессионального, бытового общения. Попутно хотелось бы отметить, что практически все из приведенных ниже приемов отработки навыков риторики могут успешно применяться при изучении иностранных языков, а также для дополнительной тренировки навыков языковой подготовки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Антонова, Л. Г. Уроки риторики. / Л.Г. Антонова. - М.: Академия развития, 2015. - 224 c.
2) Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - Москва, 2015. - 280 c.
3) Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М, 2011. - 670 c.
4) Михальская, А. К. Сравнительно-историческая риторика / А.К. Михальская. - Москва, 2013. - 320 c.
5) Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва2015. - 218 c.
6) Степанов, А. Спутник оратора / А. Степанов, А. Толмачев. - Москва: ИЛ, 2012. - 352 c.