Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство – это совокупность (общность) людей, которые объединены по определенным признакам (территория, народ и власть).
Государство – это результат долгого исторического развития; одна из форм человеческого общения.
Были времена, когда человечество существовало без государства. В настоящее время условия сложились так, что государство является формой, при которой могут существовать разные нации и народы вместе.
Если рассматривать это понятие в достаточно узком смысле, то здесь мы будем иметь в виду стоящий над обществом аппарат управления обществом. Государство имеет структурный характер и состоит из государственных органов, уполномоченных управлять обществом .
Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые направлены на достижение социальных и экономических целей, которые реализуются уполномоченными на это органами государства в отношении экономических субъектов. Государственной поддержкой являются меры положительного воздействия .
Актуальность темы исследования определяется тем, что денежно-кредитная политика занимает одно из основных положений в регулировании экономики. Эффективная реализация денежно-кредитной политики определяет стабильность роста экономики, снижение уровня безработицы до ее естественного уровня, определяя устойчивый платежный баланс.
Целью данной работы является рассмотрение актуальных проблем денежно-кредитной политики ФРС США.
1 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики ФРС США
Кредитно-денежная (монетарная) политика – это один из видов антициклической (стабилизационной) политики, которая нацелена на сглаживание колебаний экономики. Цель монетарной государственной политики – это обеспечение:
1) Роста экономики;
2) Полной ресурсной занятости;
3) Стабильности ценового уровня;
4) Равновесия платежного баланса.
Кредитно-денежная политика влияет на конъюнктуру экономики, влияя на совокупный спрос. Объектом регулирования в данном случае является рынок денег и денежная масса.
Федеральная резервная система (ФРС) США выполняет функции центрального банка, осуществляя меры по эмиссии денежных средств, контролю финансового сектора и регулированию макроэкономических процессов. ФРС состоит из двенадцати региональных резервных банков, формально является независимым от государства органом, так как имеет акционерную форму собственности, а основными акционерами являются банки — члены ФРС (около 6000 коммерческих банков США).
ФРС играет чрезвычайно значимую роль в экономике США, будучи регулятором финансовой сферы страны, которая в течение последних десятилетий стала одной из ключевых в американской экономике.
Кроме того, учитывая роль финансового сектора США в мировой финансовой системе, регулирование ФРС непосредственно отражается на ключевых мирохозяйственных процессах, обусловливая направления и динамику перетоков капиталов, состояние инвестиционного климата и конъюнктуру финансовых и товарных рынков.
В период кризиса 2008-2009 гг. и посткризисный период Федеральная резервная система США проводила нестандартную монетарную политику, столкнувшись с необходимостью решать сложные и иногда разнонаправленные задачи. В результате применения нетрадиционного инструментария регулирования, прежде всего, количественного смягчения, сформировался ряд предпосылок возникновения нового финансового кризиса, причём не только на национальном, на и на международном уровне. При этом формирование американским центральным банком предпосылок глобальных финансовых кризисов имеет разноплановый характер — в их число входят и фундаментальные проблемы долгосрочного характера, и сиюминутная рыночная турбулентность.
На наш взгляд, наиболее существенными факторами генерирования мировых финансовых кризисов, ставшими результатом монетарной политики ФРС, являются следующие:
1. Переориентация инвестиционных потоков с реального сектора на спекуляции на финансовых рынках, возникшая в 1990-е гг. в результате отказа от разделения инвестиционной и кредитной деятельности банков, и усилившаяся в ходе реализации монетарных стимулов в период после 2008 г.
2. Вовлечение основных экономических центров мира в гонку девальваций, валютные войны и порождение вала необеспеченной ликвидности в глобальном масштабе с соответствующими последствиями для финансовой стабильности.
3. Стимулирование наращивания долгов всеми группами заемщиков -от государств до домохозяйств — в большинстве регионов и экономик мира, происходившее за счёт крайне низких процентных ставок долгового рынка, сложившихся вследствие программ монетарного стимулирования.
4. Стимулирование формирования и роста пузырей в большинстве секторов мирового финансового рынка.
5. Понижательная динамика цен на товарно-сырьевых рынках из-за укрепления доллара, вызванного как риторикой ФРС об ужесточении монетарной политики, так и «гонкой девальваций» валют мира относительнодоллара.
6. Утрата возможностей эффективного регулирования финансовых рынков после обнуления ставок и проведения масштабной программы количественного смягчения. Некоторые из указанных факторов проявляются уже достаточно продолжительное время (в частности, фундаментальная проблема неверной ориентации инвестиционных потоков, возникшая после отмены закона Гласса-Стиголла в США), другие оформились совсем недавно. Однако действие всех этих факторов, продуцированных непосредственно ФРС или с её активным участием, проявлялось в ситуации, создавшейся намировых рынках к рубежу 2015–2016 гг. А эта ситуация во многих отношениях может характеризоваться как кризисная или предкризисная.
Кризисная ситуация сложилась в большинстве сегментов товарного рынка. Падение цен 2013–2014 гг. (которое по некоторым товарным активам началось раньше) к концу 2015 г. было сопоставимо с масштабами кризиса 2008–2009 гг.
Предкризисная ситуация наблюдалась на фондовом и долговом рынках, а также рынках ряда производных финансовых инструментов. Фондовые рынки развитых стран находились на уровнях, соответствующих состоянию пузырей по ключевому критерию соотношения рыночной капитализации и ВВП. В частности, фондовый рынок США по этому соотношению на основе акций, входящих в широкий индекс Wilshire 5000,в конце ноября 2015 г. измерялся капитализацией в размере более 120 %ВВП. Этот показатель находился на пиковом уровне в диапазоне между аналогичными максимумами 2000 г. (150 %), наблюдавшемся накануне так называемого «краха доткомов», и 2007-го г. (111 %), предшествовавшего прошлому кризису. Столь же переоценёнными оставались и рынки многих других стран, причём во многих случаях интенсивный рост продолжался и в 2015 г., несмотря на высокую базу роста, ухудшение макроэкономических показателей и сворачивание программ монетарного стимулирования ФРС в октябре 2014 г.
Пузыри стали итогом систематических усилий большинства центральных банков развитых стран по накачиванию финансового сектора дополнительной ликвидностью, а пионером и апологетом данной практики стала ФРС США со своей программой количественного смягчения, запущенной в декабре 2008 г. Подробный анализ этапов эволюции данной программы, продемонстрировавшей нетривиальные подходы к реализации задач стимулирующей монетарной политики, не является необходимым в контексте оценки ситуации, сформировавшейся к началу 2016 г.
Можно вкратце остановиться лишь на сути данной программы и состоянии финансовых рынков по её итогам.
Политика количественного смягчения предполагала снабжение деньгами финансовой системы со стороны центральных банков, осуществляемое, как правило, в форме выкупа последними различных финансовых активов у банков (например, государственных ценных бумаг), что должно было, по замыслу идеологов этой меры, высвободить связанные данными активами деньги и направить их в экономику, стимулируя как спрос, таки производство товаров и услуг.
Программа количественного смягчения ФРС (quantitative easing,QE) осуществлялась в период с декабря 2008 г. по октябрь 2014 г. В рамках этой программы было осуществлено несколько «раундов», а также «операция твист», общий объём предоставленной ликвидности со стороны ФРС составил около 3,7 трлн дол., что соответствует 25 %ВВП США 2008 г. (14,7 трлн) — года начала программы. Выкупаемые ФРС у банков в рамках данной программы активы аккумулировались на её балансе.
Первый раунд начался в декабре 2008 г. и продолжался до марта 2010 г. За это время объём ценных бумаг на балансе ФРС увеличился в 4 раза — с 0,5 до 2 трлн дол. Второй раунд длился с ноября 2010 г. до июня 2011 г., в его рамках осуществлялся выкуп у банков ценных бумаг на 75 млрд ежемесячно, а по результатам этого раунда баланс ФРС увеличился до 2,6 трлн дол. в ценных бумагах.
В промежутке между вторым и третьим раундами ФРС также провела так называемую «операцию твист», о которой было объявлено 21 сентября 2011 г. Эта операция предусматривала обмен (twist) долгосрочных казначейских бумаг на краткосрочные — ФРС выкупала у держателей бумаги со сроками погашения от 6 до 30 лет в объёме 400 млрд дол. и продавала аналогичные инструменты со сроками погашения менее 3 лет.
Эта операция была попыткой предоставить держателям государственных бумаг ликвидность без увеличения баланса ФРС и фактического печатания денег, так как бумаги с коротким сроком погашения по мере их погашения обеспечивали бы поступление денег держателям.
Широкомасштабное вливание денег ФРС в банковскую систему США имело два наиболее явных последствия для ключевых сегментов финансового рынка США. Во-первых, начал уверенно расти фондовый рынок, так как значительная часть средств ФРС, предоставленная банкам, ушла в различных формах в операции с ценными бумагами — как непосредственно банками-получателями, так и их клиентами, а также самими эмитентами, начавшими практиковать в возрастающих масштабах «обратные выкупы» (buy back) своих акций с целью поддержки роста капитализации компаний — показателя, от которого во многих корпорациях зависит размер бонусов менеджмента. Во-вторых, выкуп ФРС у банков облигаций в огромных количествах означал рост рыночной цены данных инструментов и снижение их доходности, что было особенно кстати для обслуживания государственного долга, резко увеличившегося в размерах в последние годы и требующего всё большего объёма средств на выплату процентов. Снижение же доходности казначейских обязательств за счёт активной их скупки ФРС позволяло существенно сократить расходы на обслуживание растущего государственного долга .
Оба эти рынка — и фондовый, и рынок государственных облигаций США — демонстрировали в течение 2009–2014 гг., в период действия программы количественно смягчения, значительную корреляцию с объёмами выкупаемых ФРС у банков активов.
Таким образом, программа количественного смягчения ФРС стала мощнейшим фактором роста пузырей на фондовом рынке, причём не только за счёт предоставления денег банковской системе, которые в больших объёмах ушли в операции на данном рынке, но и за счёт резкого падения стоимости заимствований, что привело
Показать больше