Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим:
1)Принципы и методы Средневековой схоластики.
2) Методологию и нравственность. Этос научного исследования
Принципы и методы Средневековой схоластики
Если говорить про Средневековье, то носителем христианской педагогики были служители католической церкви. Методы рассматриваемой церкви характеризовались авторитарностью. Идеал в Средние века –верующая личность.
Очень часто можно было услышать неприязненное мнение об античности, которое относилось к «языческому» воспитанию. Изымалась греко-римская литература .
Монашество давало образец для воспитания. Монашество интенсивно начинает распространяться в ранее Средневековье. Важно было воспитывать при помощи постов, чтения текстов религиозного смысла, устранения страстей, пристрастия к благам. Важно было самоконтролировать желания, поступки и мысли.
Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.
Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349)
Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.
Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций.
По мнению Фомы Аквинского, отношение к выдающимся предшественникам наряду со знанием Библии является основой преподавания философии. Такая установка побудила его написать ряд комментариев к трудам философов прошлого (Боэция, Аристотеля).
Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Своим современникам Фома казался новатором, так как в какой-то мере дал новую трактовку традиционно рассматривавшимся философами проблемам и ввел в употребление новые способы, приемы аргументации, а также отверг некоторые традиционные подходы к осмыслению некоторых вопросов. Он не стремился прослыть оригиналом, но новизна в его мысли имела место. Она проявлялась в том, что он терпеливо анализировал разные мнения, стремясь достичь истины и систематически синтезировал разные позиции, используя для этого всеобъемлющие философские принципы и категории.
Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.
Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.
В произведении «Сумма теологии» Аквинского приводятся пять доказательств существования Бога:
1. Бог рассматривается как «неподвижный двигатель», приводящий все в движение;
2. Бог рассматривается как первая причина;
3. Бог является источником необходимости в мире;
4. Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;
5. Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.
Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти.
Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.
Фома полагал, что человек ищет счастья по своей природе как существо, стремящееся реализовать свои потенции. Наивысшее счастье человека мыслитель видит в познании Бога. На этом пути человек должен сознательно избрать бедность, облегчающую путь к Богу. Этому способствует следование Божеским установлениям, в соответствии с которыми должен жить и действовать каждый христианин. Моральные заповеди, дарованные Богом, рассматриваются как рациональные. Нормативное содержание моральных заповедей обращено к разуму человека, который должен этим содержанием овладеть. Главная задача морального закона, раскрывающегося в заповедях христианской морали, регулятивная. Он шаг за шагом ведет человека по пути добродетели. При этом высшее назначение человека выходит за пределы естественного порядка. Следовательно, человеку необходимо сверхъестественное руководство. При этом знание морального закона переходит в добродетели благодаря желанию добра, а не воздействия страха. Движение к добродетели должно осуществляться благодаря любви и Богу, как законодателю и творцу всего сущего.
Схоластический метод – это способ движения мысли, который непрерывно и осознанно осуществляет анализ с помощью высказываний о сущем.
Методология и нравственность. Этос научного исследования
В связи с возрастанием роли науки в обществе и стремительным увеличением масштаба ее воздействия на все сферы социума повышается актуальность исследования этических норм, регулирующих научную деятельность. Совокупность таких норм принято выражать понятием этоса. Существуют различные интерпретации этого понятия. Мы будем опираться на его классическую дефиницию, которую дал Р. Мертон: «Этос науки — это аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, считающийся обязательным для человека науки. Нормы выражаются в форме предписаний, запрещений, предпочтений и разрешений. Они легитимируются в терминах институциональных ценностей. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и поддерживаемые санкциями, в различных степенях интернализируются ученым, формируя тем самым его научную совесть» .
Фундаментальным принципом нравственности служит его золотое правило: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» [2, с. 264]. С его помощью сформулируем некоторые принципы, регулирующие поведение ученых. Каждый ученый должен относиться к другим ученым и их трудам так, как он хочет, чтобы они относились к нему и его трудам. Приведем сначала четыре основные ценности науки и соответствующие этические нормы, которые впервые в 1942 г. выделил Р. Мертон. Они обычно записываются как аббревиатура CUDOS по первым буквам каждой из них.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аполлонов А. В., Философия : учебник для студентов нефилософских специальностей. — Москва : Проспект : Издательство Московского университета, 2014
2) Ефимова Г.С., Кичерова М.Н. Анализ причин академического мошенничества и их классификация. Науковедение, 2012, № 4, с. 1-5.
3) Кичерова М.Н. Этос науки в информационном обществе. Науковедение, 2013, № 4, с. 1-10.
4) Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 448 с.
5) Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Москва, АСТ, Хранитель, 2006, 873 с.
6) Мирская Е.З. Р.К. Мертон и этос классической науки. В сб.: Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. Москва, Изд-во Института философии РАН, 2005, 341 с.
7) Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Москва, Экзамен, 2018, 528 с.
8) Чухлеб С. Н., Археология идей : история философии в доступном изложении : Запад: Античность. Средневековье. — Москва : URSS : Либроком, 2012