Фрагмент для ознакомления
2
Доклад на тему:
«Понятие правовой семьи (правовой системы) в сравнительном правоведении. «Основные правовые системы» как научная парадигма XX в.: теории Р. Давида, К. Цвайгерта и Х. Кётца»
Юридическая наука как национальная, так и иностранная при рассмотрении правовых элементов использует такие определения как «национальная правовая система», «правовая семья» и «правовая» система. В представленных понятиях отражено внутренние устройство страны, его права, которое занимает одну из главных ролей.
Юридическая научная литература исходит из того, что правовая семья в конкретном государстве понимается в едином смысле (такое явление наблюдается в таких странах как США, Китай), однако в отношении нескольких стран данное понятие уже не одинаково, так как оно объединяет группу стран, расположенных в разных частях света (романо-германская семья представлена такими странами как Германия, Россия и т.д.). Помимо вышеуказанных подходов существует и такой, который исходит из того, что правовая система – это определенное единство иной группы стран (тоталитарно-социалистические государства разных континентов).
Правовые дисциплины также неоднозначно подходят и к понятию, что же следует понимать под правовой системой и правовой семьей.
В России наряду с другими странами понятия «система права» и «правовая система» различаются между собой.
Под системой права понимается внутренняя структура права, включающая в себя нормы права, институты и т.д. Некоторые ученые выделяют помимо перечисленных элементов еще и такой как правоприменение, отмечая его значимость в системе права.
Под правовой системой понимается правовое явление, которое по своему содержанию гораздо шире системы права. Однако в этой области мнения ученых расходятся, что нередко приводит к смешению приведенных определений.
В отличии от российской правовой науки, зарубежная исходит из того, что не различает представленные понятия.
Зарубежные ученые-правоведы подробно анализируют систему норм, институты и отрасли, а также подробно исследуют правовые системы и семьи путем сопоставления существующих в них норм права, господствующей правовой доктрины, исторического анализа. Ученые проводят различия между такими понятиями как право, система права и правовые системы выделяя их компоненты и особенности. Так, французский ученый Р. Давид указывает на такие правовые системы как англо-саксонскую и романо-германскую как основные.
Сопоставление правовых систем по средством сравнительного анализа существовало уже весьма давно, однако в начале 20 века оно получило для себя новое направление, которое называется системный подход.
Родоначальниками системного подхода в сравнительном правоведении являются такие ученые-правоведы как, Р. Шлезингер, Р. Давид, К. Цвейгерт, Х. Кётц, П. Гленн и т.д.
Представленные ученые основали новое направление исследований, а также выделили и проанализировали различные правовые образования современности, которые в последующем назвали как системы или семьи, рассмотрели исторические системы, существующие ранее и их элементы, которые можно еще встретить в настоящем.
Остановимся более подробно на теориях, предложенных такими исследователями как Р. Давид, К. Цвайгерт и Х. Кётц.
Особый интерес в России получил труд французского ученого Р. Давила о правовых системах, который позже был опубликован в российских изданиях.
Рене́ Дави́д (1906—1990) — французский учёный-правовед, являющийся одним из специалистов в сфере сравнительного правоведения и юридической географии мира. Профессор Парижского университета, а также читал лекции и в других университетах. Основные труд ученого: Основные правовые системы современности, Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains (совместно с Жоффре-Спинози К.); Traite elementaire de droit civil compare, Camille Jauffret-Spinosi. Les grands systèmes de droit contemporains.
Р. Давид, не давая определения правовой системы и правовой семьи, различал романо-германскую (континентальную); англо-американскую (он называл ее и системой общего права), социалистическую семьи, а также шесть самостоятельных типов религиозного и традиционного права: мусульманское, иудейское; каноническое; индусское; дальневосточное (японо-китайское); африканское.
Рене Давид классифицировал правовые системы по двум критериям: юридико-технические (структура права и источники права) и идеологические. На базе указанных критериев ученый выделяет два генеральных юридических типа — романо-германское право и общее, прецедентное право, в качестве особого типа рассматриваются религиозные, социалистические правовые семьи, а также правовые семьи обычного права.
Следует отметить, что среди «религиозных и традиционных правовых систем» Р. Давид также выделял мусульманское и индусское право как наиболее крупные и значимые в современном мире религиозные правовые системы (в чем было отказано иудейской правовой системе).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова С. Ж. Соотношение понятий «добросовестность» и «эстоппель» // Вестник Института законодательства РК. №2 (47). 2017. С. 96-102.
2. Алпатов Ю.М., Грудцына Л.Ю. Классические и современные концепции и взгляды на правовые системы современности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 129-133.
3. Печатнова Ю. В., Решетников Г. Е., Стаценко Д. А. Основные правовые системы стран мира: становление и тенденции развития // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). C. 45–48.
4. Чиркин В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 4. С. 18–30.