Фрагмент для ознакомления
1
1. Исторические сведения о композиторе, его эпохе, времени создания произведения. Основные черты стиля автора, проявляющиеся в изучаемом сочинении. 2
2. Общая информация о произведении. Стиль и жанр произведения. Образно-эмоциональный строй произведения. 4
3. Форма произведения. 5
4. Особенности музыкального языка и фактуры: мелодия и аккомпанемент, метроритмическая организация материала. 6
5. Выразительные средства исполнения:
особенности интонирования и фразировки;
характер звукоизвлечения;
динамика и тембровая палитра;
артикуляция и штрихи. 7
6. Методико-педагогический анализ:
примерный уровень трудности произведения, цели и задачи его изучения;
прогнозирование возможных инструментально-двигательных затруднений, определение методов их преодоления.
Система упражнений. 8
Список использованной литературы 11
Фрагмент для ознакомления
2
1. Исторические сведения о композиторе, его эпохе, времени создания произведения. Основные черты стиля автора, проявляющиеся в изучаемом сочинении
Кётенский период творчества И.С. Баха включает блистательные образцы светской музыки – партиты и сюиты для клавира, виолончели, скрипки, «Бранденбургские концерты» и первый том «Хорошо темперированного клавира».
Образная и эмоциональная наполненность этих сочинений, подарившая им многовековую славу и признание, была во многом связана с личными переживаниями. На службу к Князю Ангальт-Кётенскому в качестве капельмейстера бах устроился в 1717 году и пробыл на этой должности в течение 6 лет до 1723 года. Служба у Князя была благодарной, так как вельможа увлекался музыкой и высоко почитал талант Баха, давая ему творческую свободу. В этот период композитор особенно активно обращается к созданию светской музыки. Летом 1720 года, когда композитор сопровождал Князя в поездке Карловы Вары, скоропостижно умерла его супруга Мария Барбара. У композитора осталось 4 ребенка, самому младшему из которых едва исполнилось 5 лет. Спустя полтора года Бах обвенчался с певицей Анной Магдаленой (в девичестве) Вильке. Будучи на 16 лет моложе супруга, Ана Магдалена смогла стать ему верной спутнице и помощницей не только в семейных делах, но и в творчестве .
2. Общая информация о произведении.
Стиль и жанр произведения. Образно-эмоциональный строй произведения.
Бахом созданы 9 циклов для струнных инструментов соло: три партиты для скрипки и шесть сюит для виолончели, 18 циклов для клавира: «Английские» и «Французские» сюиты (ок. 1722) и партиты. Итого для сольных инструментов 27 циклов. Всего у И.С. Баха 38 сюит. [Друскин, С. 288].
Бах создал для виолончели 6 сюит. Бах видел и чувствовал возможности инструмента – возможности, которые в то время не получили должного практического применения. В этом отношении Бах шел намного впереди своего времени [Князев, С. 1]. На титульном листе уртекста сольных сонат и партит Бах сделал надпись «Libro primo» («Книга первая»). Вторая книга – собственно шесть сюит для виолончели без сопровождения. Стилю они очень близки скрипичным партитам. Но есть и свои отличия. Баритональный регистр, сочность виолончельного тембра придают баховскому мелосу качество собственной глубины тона и мужественной проникновенности. По аналогии с клавирным творчеством тех лет, композитор пытливо экспериментировал со строем и регистрами. Например, пятая сюита написана для исполнителя со скордатурой – перестройкой струны Ля в Соль, а шестая сюита – для пятиструнного инструмента (вероятно, гамбы) со строем до-соль-ре-ля-ми, следовательно, более обширным верхним регистром. Тогда были в использовании и пятиструнные виолончели [Швейцер, C. 291]. Теория о том, что «Бах написал последнюю сюиту для изобретаемой им Viola pomposa – она настраивалась, как пятиструнная виолончель. Сын ученика Баха Гербер (автор Музыкального словаря) сообщает, что в первые лейпцигские годы Бах применял это инструмент в оркестре. В то время виолончель не предоставляла возможность для достаточно гибкой игры. Это и заставило Баха использовать подвижные басы и изобрести инструмент, названный Viola pomposa. Она была немного длиннее и выше альта и, помимо четырех подобных виолончельным струн, включала дополнительно квинту Ми; держали инструмент на руках. Этот удобный инструмент позволял исполнителю легче выполнять встречавшиеся в высоком регистре быстрые пассажи» [Швейцер, C. 291], теория была опровергнута Б.А. Струве [Гинзбург, С. 306]. Сюита написана для инструмента типа виолончели, держащегося «a gamba» (напомним, что виола пампоза держалась «a braccio»), а добавление пятой струны обусловлено стремлением Баха использовать высокий регистр виолончели, в то время , как ставочная техника еще не была развита.
3. Форма и структура произведения.
Каждая из 6 сюит представляет собой цикл, включающий 7 пьес, а именно: прелюдия, аллеманда, куранта, сарабанда, два номера «диветисментного» плана в одноименных тональностях (менуэт I и II, или бурре I и II, или гавот I и II) и традиционно завершение жига [Розеншильд, С. 2]. Общая схема сюит (их тональности следующие: G-d-C-Es-c-D) следующая: за прелюдией следует четыре основные части – аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Между сарабандой и жигой находятся части интермедийного характера – менуэты в первой и второй сюитах, бурре в третьей и четвертой, гавоты в пятой и шестой сюитах. Тональности сохраняются на протяжении всех сюит, за исключением вторых менуэтов в первых двух сюитах и второго бурре в третьей сюите, имеющих соответственно тональности g-D-c, т.е. тональности одноименного минора (I и III ступеней) или мажора (II) [Гинзбург, С. 306]
прогнозирование возможных инструментально-двигательных затруднений, определение методов их преодоления.
Помимо трудности раскрытия художественного замысла композитора, сюиты содержат весьма значительные технические трудности и требуют от исполнителя большого мастерства. Для выделения голосов в полифонических по своему складу произведениях исполнитель баховских сюит должен обладать насыщенной и выразительной кантиленой, совершенной аккордовой техникой и разнообразными штрихами.
Широко используются аккорды. Исполнение аккордов до сих пор вызывает разногласия по арпеджированном или одновременном их исполнении, а также о длительности звучания голосов, составляющих аккорд.
Бах ясно представлял особенности игры на виолончели, обусловленные ее смычком и подставкой, и не случайно в труднейших для исполнения частях своих виолончельных сюит – в прелюдиях – как бы растворяет гармоническую ткань в мотивных фигурациях (развертывание мотива). Заменяя традиционную лютневую и гамбовую аккордику арпеджированными, разложенными построениями [Гинзбург, С. 310].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Bach, J.S. Sechs Suiten fur Violoncello solo BWV 1007-1012 EB 4280 Herausgegeben von Julius Klengel [Notes] / J.S. Bach. – Leipzig: Lipsia. Edition Breitkopf & Hurtel Musikverlag, 1989. – p. 1-8.
2. Bach, J.S. Sonates ou Suites pour Violoncelle seul Edition originale par Fr. Grutzmacher [Notes ] / J.S. Bach – Leipzig & Berlin C.F. Peters, Bureau de Musique: Edition Peters #238b. – p. 1-7.
3. Бах, И.С. Сюиты для виолончели соло [Ноты] / И.С. Бах. – М.: Музыка, 1976. - С. 1-8.
4. Гинзбург, Л. История виолончельного искусства. Монография [Текст] / Л. Гинзбург // Виолончельная классика. – М.-Л.: Музгиз, 1950. – Кн.1. – С. 299-319.
5. Друскин, М.С. Иоганн Себастьян Бах. Монография [Текст] / М.С. Друскин. – М.: Музыка, 1982. – С. 284-291, 374.
6. Овчинников, С. А. М. Л. Ростропович как интерпретатор сюит для виолончели соло И. С. Баха [Электронный ресурс] / С.А. Овчинников // Вестник музыкальной науки. -2018. №4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m-l-rostropovich-kak-interpretator-syuit-dlya-violoncheli-solo-i-s-baha (дата обращения: 20.03.2021).
7. Розеншильд, К. Сюиты (сонаты) для виолончели соло BWV 1007-1012 [Электронный ресурс] / К. Розеншильд // belcanto.ru URL: (дата обращения: 20.03.2021).
8. Фиалко, О. Александр Князев о виолончельных Сюитах Баха [Электронный ресурс] / О. Фиалко // Новости классической музыки URL: (дата обращения: 20.03.2021).
9. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. Монография [Текст] / А. Швейер. – М.: Музыка, 1964. – С. 290-291, 723.
10. Щелкановцева, Е.М Виолончельные сюиты И.С. Баха и их значение в формировании музыканта-исполнителя: дисс. канд. иск. [Электронный ресурс]/ Е.М. Щелкановцева. – 1983. – 201 с. URL: https://www.dissercat.com/content/violonchelnye-syuity-bakha-i-ikh-znachenie-v-formirovanii-muzykanta-ispolnitelya (дата обращения: 20.03.2021).