Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение современных публикаций, анализирующих проблематику профессиональной подготовки психологов-практиков, говорит о том, что основными темами в них являются взаимосвязанные и взаимонезависимые темы: этическая и «психотехническая». Такая трактовка темы легко аргументируется особенностями самого содержания деятельности психолога-практика.
Каждый человек со своими переживаниями в определенной ситуации, пусть даже обычной, представляется уникальной личностью, и, в отличие от условий эксперимента, не является защищенным. Ни клиент, ни психолог-практик не останавливают поток жизни, меняют ситуацию или просто констатируют ее безысходность, как исследователь прерывает опыт, говоря о его безрезультативности.
Любое неквалифицированное применение инструментария психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может нанести огромный вред жизни и деятельности определенной личности или коллектива, дискредитировать саму службу психологии.
Целью данной работы является рассмотрение отличий психолога-профессионала от психолога-«любителя».
Задачи:
- описать супервизию как обязательный процесс в работе психолога-профессионала;
- рассмотреть профессиональную компетентность психолога;
- проанализировать правовые и этические нормы деятельности психологов-профессионалов.
1 Супервизия как обязательный процесс в работе психолога-профессионала
Настоящий консультант, психотерапевт или другой помогающий профессионал может пережить атаку негативности со стороны клиента, черпая силы в супервизорских отношениях. Часто можно встретить очень компетентных работников, под влиянием своих клиентов обуреваемых серьезными сомнениями относительно самих себя и своих возможностей. Задача супервизора - не просто переубедить такого работника, но позволить прожить беспокойство в безопасных условиях супервизорских отношений, позволяющих рассмотреть и исследовать его .
Супервизия, таким образом, обеспечивает пространство, внутри которого помогающие отношения включаются в «терапевтическую триаду».
Супервизия оказывается очень важной. Она может предоставить шанс подняться и оглядеться; шанс отказаться от легкого пути обвинения других — клиентов, коллег, организации, «общества», и даже самого себя; она может дать нам шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций, и получить поддержку.
Супервизор должен совместить в себе роль учителя с ролью того, кто оказывает поддержку работнику и, в большинстве случаев, представляет взгляд со стороны на его клиентов. Эти три функции не всегда хорошо уживаются вместе, и многие супервизоры могут свести свою работу только к одной из этих ролей. Некоторые супервизоры становятся квазиконсультантами для своих супервизируемых; другие превращают супервизию в разбор случая «на двоих», сфокусированный на динамике клиента; у других может оказаться бланк, в котором отмечаются воздействия супервизируемого на клиента.
Супервизия может быть очень важной частью заботы о самом себе и шансом быть открытым для нового, равно как и необходимой частью постоянного развития помогающего, его самоосознания и профессионального роста. Однако в некоторых профессиях по окончании обучения супервизия фактически игнорируется. Недостаток супервизорской помощи сказывается на возникновении чувства очерствения, закостенелости, отгороженности, которое так часто возникает в профессиях, требующих самоотдачи. В своем крайнем проявлении очерствение и отгороженность являются частью синдрома, обозначаемого термином «выгорание» (burnout).
Супервизия зачастую помогает остановить этот процесс, разорвав порочный круг: ощущение опустошенности, ведущее к отходу от рабочих стандартов, рождающему чувство вины и несоответствия, которое ведет к еще большему отходу от стандартов, и так далее.
Супервизия вляется одним из методов теоретического и практического повышения квалификации психологов-экспертов в сфере психотерапии, клинической психологии в виде профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества применяемых практических методов в консультировании. Супервизия – это «ремесленный аспект» психотерапии.
Психотерапия же позволяет пациенту говорить о своих переживаниях на приеме у психотерапевта, а супервизия дает возможность психотерапевту предоставить на супервизию выборочный материал.
В супервизии опытный эксперт дает возможность начинающему психотерапевту систематически осознавать, выявлять зеркало своих профессионального опыта, свое поведение в консультациях. Если создаются сложности, то внутренний конфликт психотерапевта актуализируется, включаются механизмы его психологической защиты. Поэтому супервизия также является частью
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2001. http://chuguevcpal.ptu.org.ua/wp-content/uploads/2014/12/Бондаренко-А.Ф.-Психологическая-помощь.1.pdf
2) Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. - М., 2007. https://bookap.info/genpsy/bachkov_vvedenie_v_professiyu_psiholog/
3) Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2016
4) Доклад В. М. Алллахвердова на VII саммите психологов о соотношении психологической теории и практики//(https://www.youtube.com/watch?v=kJlV4RsGfPg (дата обращения 22.03.2021)
5) Кочюнас Р. Психологическое консультирование. - М., 2020. https://klex.ru/es0
6) Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. - СПб., 2006. https://klex.ru/c16
7) Степанова Л.Г. Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства психологом https://mpap.by/article/superviziya-interviziya-i-balintovskaya-gruppa-kak-sposoby-povysheniya-svoego-professionalnogo-masterstva/
8) Степанова Л. Г. Теория и практика психологической помощи [Электронный ресурс] : пособие. - Мн., 2020. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/243002/1/Stepanova.pdf
9) Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия (индивидуальный, групповой и организационный подходы). – СПб., 2006. https://s.siteapi.org/d38d8ec5012994a.ru/docs/f2b78622b3f401b87380830280aafbdbb1b41af3.pdf