Фрагмент для ознакомления
2
По данным социологических исследований, каждая пятая прочитан-ная сегодня подростками книга написана в жанре фэнтези. И конечно, юноши проявляют наибольший интерес к фэнтези. Почему они выбирают фэнтези? Что им надо в вымышленном мире? Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Стоит ли нам, педагогам, обратить свой взор к это-му совсем недавно появившемуся “увлечению наших учеников”? Стоит ли уделять внимание на своих уроках жанру фэнтези и помогать подросткам в познавании этой литературы? Опыт показывает, что живой интерес у подростков вызывают уроки, на которых ведётся разговор о книгах, напи-санных в этом жанре, обсуждаются нашумевшие фильмы – экранизации произведений М. Семёновой, А. Лукьяненко, А.Бушкова. При подготовке и проведении таких уроков и внеклассных мероприятий очень быстро вы-являются поклонники этого жанра: они с увлечением рассказывают о сво-их первых впечатлениях от прочитанных произведений, просмотра филь-мов, находят в Интернете интересный литературный материал по данной теме, готовят выставки книг, иллюстративный материал, зачитываются стихами из романов и даже пишут музыку . Всё это вызывает уважение к ним со стороны сверстников и интерес к чтению художественной литера-туры у тех учеников, кто давно уже забыл, что это такое. Ведь они вдруг осознают, что есть книги, которые интересны не только их учителю, но и их одноклассникам, ровесникам. Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантастической литературе заняло направление “фэнтези”. Следует признать, что по объёму изданий и попу-лярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Среди всех литературных те-чений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые тер-ритории и привлекая всё больше читателей.
Отнести книгу к этому жанру довольно просто - нужно всего лишь посмотреть на сеттинг. Если герои действуют в городской среде, в наше время и на нашей Земле (а не на какой-то фантастической планете), то ве-лика вероятность, что мы читаем именно городское фэнтези. Как правило, сюжет городского фэнтези также включает в себя магию и сверхъесте-ственных существ.
Городское фэнтези зачастую трудно четко определить, потому что это скорее микс нескольких жанров, оформившийся в самостоятельный жанр лишь в 90-х годах. Авторы, которые пишут в стиле городского фэнтези, зачастую рисуют мрачную атмосферу, которая свойственна де-тективу или нуару, разбавляя ее элементами романтики, ужасов и фант-допущений. В последнее время популярность приобрела смесь детектива с городским фэнтези, где главный герой наделен сверхъестественными спо-собностями и по мере своего расследования все больше погружается в мир сверхъестественных существ, которые живут рядом с людьми. В результа-те такой гибридности, авторы получают большой простор для экспери-ментов над текстом и сюжетом, что и привлекает читателей.
Типичный герой городского фэнтези - наш современник со сверхъ-естественными способностями (арт www.geekster.ru).
Типичный герой городского фэнтези - наш современник со сверхъ-естественными способностями (арт www.geekster.ru).
Основные характеристики городского фэнтези:
уровень магии – переменный. Магия далеко не всегда является ча-стью книг в стиле городского фэнтези. Если магия все же присутствует в сюжете, то, благодаря своему соединению с современностью, она резко контрастирует с магией классического фэнтези. Зачастую магия – скрытое явление, известное лишь немногим избранным. Этими избранными могут быть ведьмы, вампиры, оборотни, призраки, феи и других сверхъесте-ственные существа, которые сосуществуют с реальным миром;
глубина проработки мира – поверхностная. Да, авторы в стиле го-родского фэнтези часто склонны к недостатку глубины, помещая в центр сюжета персонажей. Пожалуй, этому можно дать логическое объяснение: если действие происходит в современном городе, то читатель может сам домыслить окружающую обстановку, поэтому нет нужды ее детализиро-вать;
степень проработки персонажей – глубокая. В отличие от многих других жанров фэнтези авторы городского фэнтези редко используют ти-пичных персонажей (воин, маг, вор и пр.);
уровень сложности сюжета – низкий. Из-за гибкости жанра сюжетная структура городского фэнтези полностью открыта. Соответственно, авто-ру проще работать, когда он не связан определенными законами жанра;
уровень насилия – переменный. Сеттинг города часто провоцирует авторов на описание насильственных действий, которые мы хорошо знаем из новостей, но это не связано с жанром. Автор сам решает, сколько наси-лия добавить в свою историю.
Показать больше