Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Произведения Сократа неизвестны, но жизнь Сократа - наоборот. Сократ предпочитал устные беседы. Ученики его по-разному понимали то, что говорил их учитель. У Сократа была интересная манера – он любил беседовать с людьми. Сократ мог просто заговорить с любым человеком, встретив его на улице. Сократу не было важно, какого человек возраста, пола, статуса. Философ мог остановить военачальника и спросить его о войне, зачем нужна война и пр. Интересно, что Сократ в те времена был известен больше не философией, а бытовой специфичностью, чудачеством и необычным поведением. Так, внешность его была интересна – он был лысоват, небольшого роста, у него была шишка на лбу. У Сократа был приплюснутый нос, полные губы и большие глаза.
Его часто видели без обуви на базарах и площадях. Одежда Сократа была одной и той же и зимой и летом и, как передают, хуже, чем у рабов.
Он был настоящим гражданином и три раза побывал в походах военного характера, посещал народные собрания (их посещали не все, а только по желанию). Его профессией было пробуждение всех собеседников к истине в разговоре. Сократ постоянно задавал вопросы. Казались они добродушными и каверзными одновременно. Часто получалось так, что собеседники сами затруднялись давать ответы на вопросы Сократа, путались в них и ничего не могли ответить. Сократ часто изображал добродушность, которую часто принимали за иронию и даже сарказм. Эта знаменитая «ирония Сократа» была признана многими историками античности и навсегда осталась в памяти всего человечества в культуре и истории.
Сократ хотел в своих беседах освободить своих собеседников от излишней самоуверенности, продемонстрировать им, что реальности собеседник имеет не полное знание, на которое претендует. Сократ вместе со своими собеседниками искал истину.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса суда над Сократом и суда над Иисусом.
1 Суд над Сократом
Сократ сам говорил о том, что «ничего не знает». И задавал вопросы, получал на них ответы. Взвешивал эти ответы и задавал новые вопросы. Спрашивая других, он исследовал предмет разговора. Так, вместе они приходили к какой-то истине. Полагая, что не обладает истиной, Сократ помогал ей родиться в душе своих собеседников.
Свой метод он уподоблял повивальному искусству — профессии его матери. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл «майевтикой» —повивальным искусством.
Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель.
Гиппий, говоря о прекрасных занятиях, не может сказать, что же это такое — прекрасное.
Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета — определение, понятие.
Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Он обратил внимание на то, что если нет понятия, тонет и знания
В то время в Афинах процветала демократия, и каждый гражданин мог принимать участие в государственном управлении и обсуждении государственных дел, произнося речи на народном собрании. И искусство говорить, ораторское искусство было крайне востребованным для афинян. Овладение ораторским искусством было доступом к высокой должности в государстве. Были и профессиональные учителя ораторского искусства – софисты. Сам термин «софист» имеет однокоренное значение со словом «философ». «София» в переводе с греческого – «мудрость». Значит, философ – это «любитель мудрости». Софисты обучали мудрости и ораторскому делу, риторике, умению убеждать слушателей и склонять их к своей точке зрения.
Тренируясь красноречию, пользованию логическими аргументами как искусством, софисты основывались не на стремлении к истине, а желанию блистать и одерживать победу в споре. Задачей софиста была убедительное представление любого возможного положения дела.
Дело в том, что Сократа осудили, и когда она ждал в тюрьме исполнения смертного приговора, его друг Критон, подкупив стразу и сделав приготовления, предложил ему бежать. Но Сократ не стал этого делать, не желая сохранить жизнь ценой недостойного поступка, поскольку бежать – это означало преступить закон полиса. А сам Сократ учил своих учеников повиноваться законам родного города и всю жизнь выполнял обязанности гражданина.
Суд над философом и его казнь стали символом (зачастую различных вещей). Сначала следует ненадолго остановиться на этом сюжете.
Сократу не было предъявлено обвинение в том, что он философ, или в том, что он моралист. Обвинители – Анит и Мелет – утверждали, что Сократ портит молодёжь и вводит новых богов. Известно, что и первое и второе приписал Сократу комедиограф Аристофан в Облаках (в ст. 830 «Сократ с Мелоса», имеется в виду сопоставление с известным безбожником Диагором Мелосским, приговорённым к смертной казни и бежавшим).
Правда, Облака были поставлены за два десятилетия до суда, что не помешало Элиану, жившему в эпоху Второй софистики, выдвинуть предположение, что Анит и Мелет очень долго злоумышляли против Сократа, и заранее подговорили Аристофана, «великого насмешника», изобразить философа в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Восторгов, Иоанн Иоаннович. Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения: Речь на публич. акте Елисаветпол. гимназии в 1895 г. / Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. - Печатается по изд. прот. И. И. Восторгов. Полн. собр. соч., т. 4 : Статьи по вопр. мессионер., пед. и публицист. (1887-1912 гг.). - М. : Рус. Правосл. церковь. Моск. епарх. Храм свт. Николая в Звонарях (Подворье Св.-Успен. Пюхтиц. жен. монастыря), 1999. - 31 с.; 20 см.
2) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. 571 с.
3) Ивин А. А. История философии : учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 169 с.
4) Кессиди Ф. Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988 г.