Фрагмент для ознакомления
2
Общее представление о влиянии
Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чув-ства и действия другого человека с помощью исключительно психологиче-ских средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздей-ствие.
Открытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.
Скрытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодей-ствия.
Психологические средства = вербальные сигналы + паралингвистиче-ские сигналы + невербальные сигналы.
Психологическое влияние должно совершаться с помощью исключи-тельно психологических средств, в противном случае они перестают быть психологическими.
Цели влияния
1) для удовлетворения своих потребностей с помощью других людей или через их посредство;
2) для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
3) для преодоления пространственно-временных ограничений соб-ственного существования.
В первом случае психологическое влияние используется для того, что-бы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребно-сти влияния.
Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказатель-ством факта существования влияющего и значимости этого существования.
В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм главного стремления всего живого – преодоления простран-ственно-временных ограничений своего существования.
Существует подход, который рассматривает влияние с точки зрения ци-вилизованности-нецивилизованности в зависимости от конечных целей и спо-собов (форм) воздействия на адресата получаемого сообщения. Такой вид влияния, как манипуляция – причем весьма широко распространенный в жи-тейской и терапевтической практике, относится к спорному виду влияния, так как он обладает отличительными свойствами и тех, и других.
Материальные методы мотивации не всегда эффективны. Гораздо про-дуктивнее использовать те виды влияния, которые заставляют сотрудников добровольно принять точку зрения руководства и пересмотреть свою соб-ственную. Ведь важно не заставлять человека решать поставленные задачи, а мотивировать его на это самого.
Метафорическое влияние
Один из видов влияния на сотрудников является метафорическим: ис-пользование метафоры, определенной метафорической истории.
Метафора как образное сравнение оказывает сильное влияние на со-знание. Любая информация из внешнего мира «фильтруется» через призму собственного образа мира. То, что очевидно одному человеку, воспринима-ется другим с сомнением. Главный герой рассказов Конан Дойла, доктор Ватсон, пытаясь понять, что делает Шерлок Холмс, с удивлением обнару-жил, что он понятия не имеет, что Земля вращается вокруг Солнца. Удивлён-ный Ватсон воскликнул: «Каждый образованный человек должен это знать! Но Шерлок Холмс спокойно ответил, что ему не нужно знать этот факт, так как он не помогает его работе.
Сила метафоры заключается в том, что она вписывается в картину ми-ра колонки и ее ясности.
Иногда блестящая метафора может заменить длинное описание задачи или процесса подчиненному.
Например, руководитель объясняет сотруднику, что необходимо гово-рить с клиентом на одном языке, используя собственные «ценностные» слова. Вместо долгих дискуссий о том, как структурировать свою речь и какие фра-зы использовать, вы можете рассказать сотруднику... анекдот. Например, этот. Сын спросил отца, почему яблоко, которое он укусил, через несколько минут изменилось в цвете. Затем он объясняет, что яблоко содержит железо, которое в сочетании с кислородом находится в воздухе, и химическая реак-ция приводит к потемнению укушенной поверхности плода. Через несколько секунд сын снова спрашивает: «Папа, с кем ты разговаривал? Таким обра-зом, если не принимать во внимание «язык» клиента, то можно оказаться на месте самого отца анекдота.
Другим типом метафорического воздействия является метафорическое повествование. Этот механизм основан на феномене проецирования на себя услышанной истории (басня, анекдот, сказка, роман и т.д.).
Давайте вспомним, как в детстве, читая, например, захватывающие ро-маны Фенимора Купера или Мэйна Рида, мы невольно представляли себя участниками описанных событий. С научной точки зрения, существует явле-ние, называемое проекцией. Аналогичным образом формируются те или иные жизненные установки и ценности. Но хотя сюжеты и мифы обычно со-здаются спонтанно, представители многих политических режимов, особенно тоталитарных, активно использовали инструмент повествования, или мифо-творчества. В каждый исторический период обязательно появлялись их ле-генды (в том смысле, что они не всегда были далеки от истины). Например, во времена Петра I культивировались истории о тех, кто добился всего сам или по воле судьбы, потому что люди именно такого типа стремились приве-сти к нему императора и сформировать себя как класс. Во время войны 1812 года было много историй о партизанском движении, о героизме простых людей: задача состояла в том, чтобы поднять народ на борьбу с врагом. И сколько историй о Ленине, фильмы о героях первых пятилеток и о том, как счастье в работе. Все вышеперечисленное - это способы влияния на сознание и подсознание людей, формирования определенных ценностей, взглядов и моделей поведения.
Организационное управление также включает в себя сознательное вли-яние на сотрудников, в том числе и новых, с помощью мифологии. Она должна быть сформирована и продвинута всеми возможными способами, чтобы рас
Показать больше