Фрагмент для ознакомления
2
Формирование надагломерационных образований в условиях интенсивного роста населения
В 2007 - 2008 гг. человечество перешагнуло чрезвычайно важный рубеж: более половины населения мира - 3,4 млрд. человек - в настоящее время проживает в городах, а к середине XXI в. этот показатель, по-видимому, вырастет практически вдвое [4].
К 2050 году, когда городское население увеличится более чем вдвое по сравнению с нынешним, почти 7 из 10 человек в мире будут жить в городах [2]. Поскольку более 80% мирового ВВП генерируется в городах, урбанизация может способствовать устойчивому росту при правильном управлении за счет повышения производительности, позволяя появляться инновациям и новым идеям.
Однако скорость и масштабы урбанизации создают проблемы, в том числе удовлетворение растущего спроса на доступное жилье, хорошо развитые транспортные системы и другую инфраструктуру, основные услуги, а также рабочие места, особенно для почти 1 миллиарда городских бедняков, которые живут в неформальных поселениях. быть рядом с возможностями. Конфликты растут, в результате чего 60% вынужденных переселенцев живут в городских районах [5].
Города играют все более важную роль в борьбе с изменением климата, поскольку их подверженность климатическим воздействиям и риску бедствий возрастает по мере их роста. Почти полмиллиарда городских жителей живут в прибрежных районах, что повышает их уязвимость перед штормовыми нагонами и повышением уровня моря. В 136 крупнейших прибрежных городах 100 миллионов человек - или 20% их населения - и активы на сумму 4,7 триллиона долларов США подвержены прибрежным наводнениям. Около 90% городской застройки в развивающихся странах приходится на районы, подверженные опасностям, и застраивается за счет неформальных и незапланированных поселений [1].
На определенном этапе развития опорного каркаса расселения трансформация его узловых и линейных элементов приводит к формированию надагломерационных структур. В некоторой степени говорить о существовании опорного каркаса расселения правомерно лишь тогда, когда он образован двумя полностью или частично «пересекающимися» подмножествами элементов - городских поселений и транспортных путей. Степень пересечения указанных подмножеств определяется, в первую очередь, соответствием скоростей развития сети населенных мест и соединяющих их магистралей.
Любые критерии или стандарты для городских агломераций должны быть динамичными и зависеть от того, когда и где. При этом стандартные методы определения городских агломераций по-прежнему необходимы для их эффективного управления, планирования и дальнейшего развития.
Образование надагломерационных структур является следствием срастания не агломераций, но зон влияния городов. При делимитации надагломерационных структур возникает следующая ситуация: если мы будем считать агломерацию единственной составляющей подобных образований, следовательно, отталкиваться при проведении границ последних нужно от границ агломераций.
Фактически, почти все исследования идентифицируют городскую агломерацию как постоянно урбанизированный регион, сосредоточенный на одном или нескольких высоко урбанизированных и коммерциализированных крупных городах, которые привлекают население и промышленность и являются густонаселенными [3]. Например, в США к узнаваемым городским агломерациям относятся столичная зона Нью-Йорка (с центром в Нью-Йорке), мегаполис Большого Чикаго (с центром в Чикаго), мегаполис Большого Лос-Анджелеса (с центром в Лос-Анджелесе) и Большой Сиэтл Метрополия (с центром в Сиэтле). В Японии городская агломерация Токайдо сосредоточена в Токио, Осаке и Нагое. В Китае городская агломерация в дельте Янцзы сосредоточена в глобальном городе Шанхай. Определенная численность населения также важна для разграничения городской агломерации. Ученые предполагают, что любой разумно определенный мегаполис должен иметь население от 35 до 250 миллионов человек. 25 миллионов - это минимальная численность населения мегаполиса [5].
Во-вторых, в основе любой городской агломерации лежат тесно интегрированные социально-экономические отношения. Все разграничения согласуются с тем, что городская агломерация - это не только географически непрерывный объект, но также тесно интегрированное пространственное существование сетей (людей, грузов, капитала и информации) и узлов (центральные и периферийные города). Интеграция всех участников - ключ к разграничению городской агломерации. Простое объединение различных городов в определенную область не создает автоматически городскую агломерацию. Можно только утверждать, что существует городская агломерация, когда сети становятся сильнее и чаще, а социально-экономические связи между центральными и периферийными городами становятся более интегрированными.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Проблемы и перспективы развития городских агломераций // Регионалистика. 2020. Т. 7. № 3. С. 60-66.
2. Дмитриев Р.В. Опорный каркас расселения и хозяйства современной Индии. М.: МАКС Пресс, 2014. 156 с.
3. Дмитриев Р.В. Роль надагломерационных структур в формировании опорного каркаса расселения Индии: Дисс. ... канд. геогр. наук. Москва, 2011. 180 с.
4. Кормакова Е. С. Агломерации - стратегическая составляющая устойчивого развития региональной экономической системы / Кормакова Е.С., Макичев В.В. // Экономика и управление. 2011. № 8.
5. Строев П.В., Морковкин Д.Е., Макар С.В. Современные тенденции развития агломераций // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 2693-2712.