Фрагмент для ознакомления
2
После уничтожения частной собственности Платон предлагает ликвидировать и семью для полной замены личных интересов общегосударственными.
Из этого следует, что субъектом свободы и высшей совершенства у Платона не отдельная личность или определенный класс, а все государство в целом. Он жертвовал счастьем и свободой человека ради благосостояния государства, что может, в свою очередь, свидетельствовать о наличии в этом учении Платона идейных истоков тоталитаризма, где личность играет роль винтика в механизме государства [1, с. 80].
Анализируя истоки становления взглядов Платона и основные этапы его жизни, Л. Мемфорд пришел к выводу, что идеальное государство было создано по определенным существующим прототипам. Как писал Л. Мемфорд, путешествуя по Египту и Месопотамии, Платон открыл для себя руины древних мостов и папирусы, изображавшие отлаженный коллективный труд одинаковых в своей правильности людей. Его воображение, пораженное хаосом и беспутностью окружающей жизни, с желанием гармонии и порядка нарисовала себе древнюю живую машину, в которой каждый винтик чувствовал себя частью высшего порядка. Философ увидел мир, уединенный стеной от хаоса, соразмерный и подконтрольный высшим силам. Так, по мнению Л. Мемфорда,
Платон и создал свое идеальное государство – архетип утопии на все времена – откровенно веря в будущий триумф порядка и контроля 5, с. 113.
Однако такой подход к созданию идеального государства вызывал определенные сомнения в жизнеспособности и подвергался иногда жесткой критике. Так, В. Соловьев довольно резко охарактеризовал попытки Платона разработать концепцию идеального государства и улучшения общественных отношений: «Ни преобразователя общественного и политического из него не получилось, несмотря на все его старания, не потому, чтобы он был слишком утопистом, а за отсутствием действительно прогрессивного начала в его утопиях, за их ненадобностью и неинтересностью для человечества. Можно считать правильной и во всяком случае следует признать остроумной и изящной Платонову схему трех общественных классов согласно трех основных частей души и трех основных добродетелей. Но эта схема настолько общая и формальная, что под нее легко подходит средневековый европейский лад, несмотря на существенное различие исторического и нравственного содержания античной и средневековой общественности. Учитывая глубину и смелость некоторых отдельных мнений, общий идеал социального строя поражает своим поверхностным характером и отсутствием истинно-этических начал. Платон якобы хотел узаконить и увековечить главные моральные неурядицы древней жизни – рабство, разделение между греками и варварами и войну между ними как нормальный состояние. Более важно, что во взаимоотношениях полов идеальная община Платона обращается к дикарскому образу жизни по звериному обычаю. И на таких реальных основах рабства, войн и беспорядочного смешения полов и поколений коллегия философов должна с помощью хорошего воспитания создать идеальное государство!».
Отчаявшись в вероятности воплощения общественного идеала, описанного в «Государстве», в «Законах» Платон уже позволил себе отступить от ряда существенных требований, выдвинутых в первом произведении. Таким образом, возможно, философ пытался с помощью определенных уступок приблизить свой идеал к действительности [9, с. 72].
Как указано выше, Платон имел высокую цель – построить такое идеальное государство, которое будет способно не просто отстаивать принцип всеобщего блага и справедливости, а с помощью которой можно будет приблизиться к воссозданию истинного мира бытия в земных условиях. Когда Платон описывал свой истинный мир идей, Гиперуранию, это, безусловно, был его путь формирования общественного идеала. Ведь этот идеальный мир представлялся им как, безусловно, лучший из существующих и такой, что можно было бы брать за образец безупречности.
Однако с того момента, как Платон решил реализовать данный идеальный мир на землю, заменив им реально существующий как несостоятельный, можно уже говорить об утопическом характере трудов Платона. И наконец, во время попыток мыслителя разработать государственный механизм, четко функционирующий на принципах верховенства строгих законов, с целью исправления всех недостатков существующего общества, мешающие скорейшему воплощению идеалов, мысль Платона достигла в направлении тоталитарных свершений.
Хотя не все исследователи утопии относят описание идеального государства Платоном к чистой утопии в современном ее понимании, однако нельзя игнорировать тот факт, что европейская культура утопии, пронизана
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Горелов А.А. Основы философии: учебник. – М.: Наука, 2015. – 256 с.
2. Орлов С.В. История философии. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2011. – 192 с.
3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. для вузов. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 547 с.
4. Рассказов Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник /Л.П. Рассказов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 558 с.
5. Теория государства: учебно-практическое пособие/ под ред. Р. Б. Головкина, С. А. Софроновой; Р. Б. Головкин и др. - Москва: Юрлитинформ, 2014. - 270 с.
6. Философия. Учебник / В.Т. Кузнецов, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2010. – 519 с.
7. Философия: Учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 214 с.
8. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В. Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. - 9-е изд., стереотипное. –М.: Омега, 2015. – 323 с.
9. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник. М.: ГЭОТАР-МЕДИЯ, 2013. – 462 с.