Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Появление буддизма 4
2 Становление буддизма как официальной государственной идеологии. Написание Трипитаки. Деление буддизма на течения 6
3 Основные направления и принципы чань-буддизма. Схожесть и отличие чань-буддизма от дзен-буддизма 11
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В истории человечества буддизм был первой мировой религией. Но обозначать буддизм как только религию представляется упрощением. Мораль, искусство, философия и наука (логика и психология) являются важными гранями буддийского учения, которые охватывают все области жизни общества и во многом характеризуют саму специфику жизни в социуме. Буддизм как наднациональное мировоззрение и интернациональная идеология инициировало появление феномена цивилизации буддизма, которая включала в себя обширную территорию Восточной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм появляется в Индии во время острой борьбы идеологий, в которой отражались масштабные трансформации социальной, экономической и политической жизни общества Древней Индии. Кочевые племена ариев, которые проникали в Индию в XVIII веке до н.э., оставались в ней и переходили на уклад земледелия. У ариев было железное орудие, развитые силы производства. Благодаря этому достигается быстрый производственный рост, появляется прибавочный продукт.
Целью данной работы является рассмотрение метафизики и культовой практики чань-буддизма.
Задачи:
- описать вопрос появления буддизма;
- охарактеризовать становление буддизма как официальной государственной идеологии;
- рассмотреть основные направления и принципы чань-буддизма.
1 Появление буддизма
Структура рода и племени Индии начинает ликвидироваться, и появляется структура варн, где брахманы – это жрецы, кшатрии – это правители и воины, вайшьи – это земледельцы и ремесленники, а шудры занимали положение рабов. Варны (касты) стали фундаментом социальной структуры, не лишая ее возможности развиваться в пределах этой структуры.
Социальная структура варн создавалась вместе и политической структурой. В тоге этого социум принял на себя многие функции сферы политики, сформировав так независимую систему в виде индийской общины. Последняя была отдельной системой социума и государства и не зависела от последнего. Государство выполняло фискальную и оборонительную функции. Прочность структуры общества компенсировала недостатки политической жизни. Частая смена династий и государств не влияла на жизнь общины.
Основательность устройства социума аргументируется идеологической основой в виде брахманизма. Последний является религиозной и философской системой, который возник еще до формирования области политики. Брахманизм фиксировал и поддерживал нормы и традиции в обществе. Брахманы были носителями духовной традиции, высшим сословием и не собирались делиться властью над душами людей, которой бы овладела идеология, которая зависит от политики.
Кшатрии, в руках которых была политика, находились в конфликте с брахманами. Данное противоречие проявляло себя особенно в духовной области. В середине I тысячелетия до н.э. формируются оппозиции брахманизму, течения, которые отрицали социальный и духовный статус брахманов. К ним относились джайнизм и буддизм – крупнейшие учения, которые отрицали святость Вед и другой литературы канонического содержания в брахманизме. Из вышеперечисленных течений наиболее популярным становится буддизм, который получает масштабное развитие и распространяется за пределы страны и становится первой мировой религией. В самой Индии, в силу разных социальных, политических и идеологических причин буддизм перестает быть популярным. К началу II века он полностью теряет свое влияние и положение в обществе [3, с 59].
Буддизм – это продукт индийской культуры. Огромное количество понятий и теорий буддизм заимствовало из философского и религиозного наследия культуры Индии – брахманизма. Одновременно с этим, пользуясь категориями традиции, буддизм отвергает социальные нормы брахманизма. Согласно крупнейшему исследователю Древней Индии Г. М. Бонгадр-Левину, «дух неприятия брахманских догм и идей пронизывает все раннебуддийские тексты». [3, с. 144]
В социальном контексте замечается качественный рывок буддизма в истории общественной и философской, религиозной мысли Индии. Это и есть отражение того перехода от родоплеменной организации к государственной общественной структуре. Сейчас невозможно конкретизировать точное время основания буддийского учения Сиддхарти Гаутамы. Но понятным является то, что это было период крупных трансформаций в обществе, когда на смену прежним норма в социуме приходили новые: «Буддизм возник в эпоху образования крупных государств в долине Ганга, победы принципа централизации над племенной раздробленностью, освящаемой брахманизмом». [3, с. 147].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. -М.: Восточная литература, РАН, 2001. - 508 с.
2) Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. - М.: Восточная литература, РАН, 2000.-799 с.
3) Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия, Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, РАН, 2000. - 495 с,
4) Дхаммапада / пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. - Самара: Агни, 1998. - 240 с.
5) Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. - СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.
6) Лысенко В.Г. Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: Восточная литература, РАН, 1994. - 383 с.
7) Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991. - 295 с.
8) Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000. 304 с.