Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетно-налоговая политика – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Сегодня бюджетно-налоговая политика России неадекватна экономическим условиям и задачи ее развития, не отражают специфики периода построения рыночной экономики, не учитывают тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальным остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономического роста.
Приведение существующей бюджетно-налоговой политики в соответствие с социальными потребностями общества и определения приоритетов развития не только для экономического роста страны, но и для обеспечения нормального качественного уровня жизни населения является сегодня первоочередной задачей.
Цель работы – рассмотреть понятие, цели, инструменты бюджетно-налоговй политики.
Бюджетно-налоговая политика: цели, виды, инструменты
Финансы являются одним из важнейших элементов экономической системы, без которого государство не может эффективно выполнять свои функции. Опыт развитых стран показывает, что от состояния и эффективности государственных финансов во многом зависят условия потребления, сбережений и инвестирования, объемы совокупного спроса и предложения, пропорции между реальным и финансовым секторами экономики, условия взаимодействия национальной экономики с внешним миром [1].
Бюджетно-налоговая политика возникла одновременно с бюджетом. Государственная казна формировалась давно, о чем в V в. до н. е. свидетельствовал древний греческий историк Геродот. Именно тогда в обществе начали формироваться финансовые отношения. несмотря на изменения формы общественных отношений, эффективное формирование и распределение ресурсов бюджета государства, выбор инструментов бюджетно-налоговой политики, выявления и учета взаимосвязи макроэкономических показателей страны актуальны до сих пор.
Бюджетно-налоговая политика, теоретически обоснована Кейнсом, была впервые успешно применена на практике Рузвельтом в рамках программы «Нового курса» во времена Великой депрессии в США. Она была разработана с целью преодоления экономических трудностей, обусловленных кризисными явлениями, а также для во избежания некоторых будущих рыночных неудач и обеспечения эффективности и социальной справедливости там, где рынок не способен саморегулироваться [7].
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции) [4].
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты [9]. Действие таких инструментов фискальной политики как налогообложение и трансферты распространяется не только на величину совокупного спроса, но и на величину совокупного предложения. В результате увеличение налогов становится причиной сокращения совокупного предложения, соответственно уменьшение налогов обеспечивает рост деловой активности и объема выпуска.
Бюджетно-налоговая политика является частью финансовой политики государства, которая лучше отражает общественные интересы и их приоритетность. С одной стороны, финансы опосредствуют движение реально созданного валового внутреннего продукта, а с другой - они могут выступать фактором стимулирования или замедление экономического роста.
Основной целью финансовой политики на общегосударственном уровне является обеспечение стабильного финансового развития государства, его реализация достигается решением задач, которые возникают в процессе развития финансовой системы. Основным задачей финансовой политики является поиск и внедрение оптимальной модели перераспределения ресурсов с целью стимулирования производства и социальной защиты населения. Для этого нужно обеспечивать финансовыми ресурсами государственные программы, финансировать государственные расходы, перераспределять средства между отраслями и регионами, стимулировать предпринимательскую деятельность, кредитовать хозяйственный комплекс, обеспечить развитие международных отношений и т.д. [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
2. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
3. Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень. Учебное пособие. М.: Дело. 2019. 408 с.
4. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2017. 354 с.
5. Казначевская Г. Б. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: Феникс. 2020. 384 с.
6. Лобачева Е. Н. [и др.] Основы экономической теории. Учебник для СПО. М.: Юрайт. 2019. 540 с.
7. Лукашенко М. А., Алавердов А. Р., Безнощенко Д. В. Экономика. Учебник. Часть 2. М.: Синергия. 2018. 384 с.
8. Лукашенко М. А., Ионова Ю. Г., Михненко П. А. Экономика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2019. 364 с.
9. Мировая экономика. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2 / ред.
10. Мишкин Фредерик С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М.: Вильямс. 2018. 880 с.