Фрагмент для ознакомления
2
1. Административные формы государственного регулирования
1.1 Лицензирование
На основе общепринятых правовых норм и принципов жизни общества и государства, часто требующих дополнительных гарантий их предоставления в условиях повышенного риска, устанавливается ряд специальных правовых средств и методов регулирования.
Несомненно, научный интерес представляет рассмотрение лицензирования как правовой системы, имеющей свои особенности.
В юридической и научной литературе существуют различные подходы к определению лицензирования как правовой системы. Некоторые авторы рассматривают систему лицензирования со стороны административной единицы, в то время как другие авторы смотрят на нее с позиции деятельности, регулируемой этим режимом.
Поэтому О.М. Олейник определяет лицензирование как правовую систему осуществления определенных видов предпринимательской деятельности, признанную законом и предполагающую следующее:
- государственное подтверждение и установление границ права на осуществление экономической деятельности;
- государственный контроль за осуществляемой деятельностью;
- возможность прекращения деятельности по особым основаниям государственными органами .
Д.Н. Бахрах, в свою очередь, рассматривает эту форму государственного управления как посредничество в специальной процедуре деятельности исполнительной власти, необходимой, прежде всего, для обеспечения безопасности .
В этой связи следует отметить, что с точки зрения различных подходов к изучению вопросов разрешительного режима в научной и юридической литературе существует различие между системой правового регулирования и правовым режимом деятельности. Без сомнения, такое деление имеет право на существование, но, строго говоря, это отношения общего к особому.
Иными словами, сама правовая система представляет собой процесс регулирования, осуществляемый различными видами правовых средств, в том числе деятельностью компетентных органов и характером определенных видов деятельности, подлежащих лицензированию. В этом случае деятельность, осуществляемая в рамках нынешней правовой системы, является неотъемлемой частью такой формы регулирования, которая не позволяет им полностью дифференцироваться.
Следует отметить, что лицензирование – это правовая система, призванная обеспечить управленческую деятельность государства путем разработки ряда мер по обеспечению соответствия поведения определенных субъектов с управленческими целями .
Сформулированные авторами тезисы о характере административно-правовых норм очень полезны для теории и практики лицензирования, и тем не менее необходимо дополнить анализ в этой области с учетом некоторых особенностей лицензирования.
Во-первых, необходимо уточнить цель системы административно-правового лицензирования, которая не может быть идентифицирована ни с общим правовым регулированием, ни с процессом осуществления права. Несомненно, научно-практический интерес к изучению целей юрисдикции лежит в связи с такой фундаментальной характеристикой, как создание определенной степени благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
Установив цели лицензирования, можно определить, в каком контексте стоит необходимость создания лицензионного режима для конкретного вида деятельности, на что она направлена и в чем причина.
В качестве объективного критерия классификации того или иного вида деятельности, как лицензированного, выступает наличие общественного интереса, связанного с повышенной социальной, экономической, политической, экологической и иной опасностью.
При этом общественный интерес, как правило, обусловлен участием неограниченного или очень широкого круга лиц, не участвующих в осуществлении определенного вида деятельности в сфере воздействия опасных факторов. Другим критерием является повышение рентабельности определенного вида деятельности, что может привести к злоупотреблениям со стороны организаций.
А.Б. Багандов прежде всего обращает внимание на то, что выбор лицензирования как меры влияния на тот или иной вид деятельности является субъективным фактором, определяемым умышленным решением субъектов управленческой деятельности .
Законодатель классифицирует виды деятельности как лицензированные виды деятельности, осуществление которых может привести к повреждению ранее указанных объектов и регулирование которых не может осуществляться методами, отличными от лицензирования. Следует отметить, что метод понимается как определенный набор средств, методов и приемов. Поэтому введение разрешительной системы определяется как регулирование особых государственных условий с использованием системы специальных средств.
Ю.А. Тихомиров относится к таким средствам:
а) Правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в определенных областях;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды"
2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция)
4. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. М., 2011. С 467
5. Багандов А. Б. Лицензионное право: Учебно-практическое пособи / Под. ред. Дмитриева Ю. А. М.: Эксмо, 2014. 640 с.
6. Багандов А. Б. Лицензирование юридических лиц. М., 2015. 126 с
7. Бахрах Д.Н. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Д. Н. Бахрах. М., 2014. 330 с.
8. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2000. С. 398
9. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации. Автореф. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2012. С. 17.
10. Олейник О. М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон, 2013. № 6. С. 15-17
11. Снакин В.В. Экология и охрана природа: Словарь-справочник. — М.: Академия, 2008. с. 17.
12. Хабарова И.А., Хабаров Д.А., Кривичев А.И. Структурно-функциональная организация природно-территориальных комплексов и экологический каркас территорий «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №4/2017.– 15 с.