Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности (возрастная психология).
Возрастные и индивидуальные особенности- это разноплановость развития личности в зависимости от его возраста. Любой из учеников обладает индивидуальными личностными характеристиками, но в тоже время, все обучающиеся на разных ступенях развития имеют общие черты формирования определенных черт характера, поведения. Существует множество периодов периодизации. Основными авторами являются: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Рассмотри теории авторов и формирование личности в зависимости от возраста: Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития:
1) кризис новорожденности;
2) младенческий возраст (2—12 месяцев);
3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);
4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);
5) кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);
6) кризис 13 лет;
7) пубертатный возраст (14–18 лет);
8) кризис 17 лет.
Д. Б. Эльконин считал, что «...критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».
Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:
1) от 1,5 до 2 лет – период, который характеризуется развитием символического и допоня-тийного мышления;
2) от 4 до 7–8 лет – период, когда образуется наглядно-образное мышление;
3) с 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций;
4) с 11–12 лет – стадия развития формального мышления.
Общепринятой является следующая периодизация:
1) преддошкольный возраст (3–5 лет);
2) дошкольный возраст (5–7 лет);
3) младший школьный возраст (7—11 лет);
4) подростковый возраст (11–15 лет);
5) ранняя юность возраст (15–18 лет);
6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву).
Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей. Д. Б. Элько-нин определил три фактора, которые обусловливают эти периоды, такие как:
1) определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;
2) основные или ведущие типы деятельности;
3) основные психические новообразования. Также Д. Б. Эльконин определил шесть ведущих видов деятельности:
1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
2) предметно-манипулятивную деятельность;
3) ролевую игру;
4) учебную деятельность;
5) интимно-личное общение;
6) учебно-профессиональную деятельность.
Особенности поведения/адаптации/ социализации….
Особенности поведения- Индивидуальность развития и формирование психических функций не всегда может отражать реальный возраст ребенка, а в особенности, эти границы «размыты»в подростковом возрасте так как идет половое созревание. Рассмотри развитие ребенка на разных жизненных этапах
1. Период новорожденности-При рождении, ребенка словно «вырывают»из привычной ему среды. Меняется температура, обстановка, посторонние звуки. Приспособиться к новой среде обитания ребенку помогают закрепленные механизмы- безусловные рефлексы. В безусловные рефлексы входят: 1.Пищевой рефлекс. При прикосновении к уголкам губ или языку возникает сосательный рефлекс и все остальные движения «тормозятся». Ребенок полностью сосредоточен на сосании и потому это рефлекс так же назвали «пищевым сосредоточением». 2.Защитные и ориентировочные рефлексы.
К концу первого месяца жизни, ребенок реагирует на позу при кормлении. У него возникает сосательный рефлекс как только оказывается в определенном положении на коленях у матери.
Реакция ребенка на внешние раздражители(шум автобуса, гром и тд)- вызывает первоначально незначимых безусловных раздражителей с раздражителем условным(вызывающим безусловный рефлекс). Ощущения новорожденного неразрывно связаны с эмоциями. Л.С. Выготский описывал это как «чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений.
Социальная адаптация ребенка на протяжении года направлена на общение с матерью так как именно мать, чаще заботиться о ребенке: кормление, купание. Возникает потребность в общении с ней.
Новорожденный реагирует на появление матери звуками, вскидыванием ног и поднятием рук, улыбкой устанавливает с ней тонкую эмоциональную связь. Все это описывается как «комплекс оживления». Становление у ребенка потребности в общении означает, что он переходит на новую фазу развития- Младенчество.
Период младенчества
Ребенок вырастает в 1,5-2 раза. Его движения становятся более энергичными. Начинается развития восприятия. Восприятие- совершенствуется зрительное сосредоточение. Если в новорожденном состоянии ребенок не мог удержать взгляд, то к 3 месяцем «выдержка» составляет 7-8 минут. Ребенок начинает воспринимать форму предметов, цвет. На цвет ребенок начинает реагировать в 3-4 месяца. К примеру, если ребенка всегда кормить лишь из красной бутылочки, то среди остальных он точно ее найдет среди других цветов бутылочек. Активный же интерес к цвету начинается с 6 месяцев. Так же, развивается простаранственное восприятие. К 8 месяцам если раньше ребенок полз к матери и не замечал ям, то сейчас, увидя неровность начнет плакать.
Познавательное развитие- познавательному развитию способствуют разнообразие впечатлений. Взрослые должны позаботиться о том, чтоб впечатления ребенка не были скучны и однообразны, иначе это может замедлить развитее ребенка. Формирование различия половых признаков. Развитие речевого аппарата: гуление, агуканье.
Показать больше