Фрагмент для ознакомления
2
2.1.Анализ программ работы психолога и социального педагога по проблеме поддержки младших школьников в условиях общеобразовательной организации (3-5 программы)
Поступление ребенка в школу - поворотный момент в его жизни, поскольку ситуация в социальном развитии меняется. Необходимо начинать школьное образование, как новый этап в развитии ребенка, максимально использовать формы эффективного взаимодействия с учителем и взаимного сотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.
Неготовность ребенка к школе обычно выявляется в течение первого года обучения; она выражается в нарастании тревожности, страхов, переходящих в школьные неврозы и, как следствие, в школьной неуспеваемости.
Предварительный этап включает диагностику учащихся, выявление группы детей с трудностями в познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах личности; давать советы учителям, работающим с этими детьми; давать советы родителям учеников определенной группы по вопросам психологической поддержки их ребенка.
Критерии отбора детей в группу:
- эмоциональная мотивационная незрелость;
- нарушение познавательных процессов;
- соматическая слабость;
- дети, которым не уделяется должного внимания, с эмоциональными и поведенческими проблемами.
Вместимость группы от 10 до 12 человек.
Основной этап состоит из 12 коррекционно-развивающих уроков.
Структура:
Приветственный ритуал - позволяет детям собраться вместе, создавая атмосферу доверия и принятия в группе.
Разминка - это способ повлиять на эмоциональное состояние, активность, настроение детей для продуктивной групповой деятельности. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, речевые упражнения.
Основное содержание занятия разделено на два блока:
1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции познавательных и речевых процессов, как индикатора развития мышления;
2-й блок: самостоятельная работа в тетради для закрепления полученных знаний.
Размышление о прошедшем уроке - узнайте эмоциональное состояние ребенка к уроку.
Прощальный ритуал. Подводя итоги урока, атмосфера у детей к новой встрече.
Заключительный этап включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностических тестов, информирование учителей и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.
Направленность: индивидуально-ориентированная, коррекционно-развивающая.
Возраст. Младший школьный возраст.
Срок реализации программы - 3 месяца.
Формы и способ обучения. Занятия проходят в форме развлекательно-познавательных мероприятий с периодичностью 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
- Коррекция и развитие познавательных процессов и качеств личности у детей.
- Сенсорное развитие высших психических функций.
- Формирование положительной мотивации к обучению, речевой деятельности.
Способ проверить эффективность программы - повторить психодиагностику и проинформировать учителей и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Вывод
Младшие школьники в результате участия в занятиях по преодолению конфликтных отношений будут спокойнее относиться к насмешкам со стороны сверстников и комментариям учителей. Требования школы не допускают нарушения темпа работы отдельного ребенка, в связи с этим менее адаптированные младшие школьники сразу привлекают внимание учителей, так как отстают в выполнении учебной деятельности и проявляют утомляемость, когда другие дети продолжают выполнять задания, что порождает конфликтные ситуации. Анализ конфликтных ситуаций позволит раскрыть резервы в работе учителя.
2.2.Диагностический инструментарий по работе с одаренными детьми
2- 4 диагностические методики
Одно из основных направлений работы современного образовательного учреждения связано с созданием условий для оптимального развития одаренных детей. Для создания таких условий необходимо адекватно использовать методы выявления этих особенностей в различных проявлениях талантов, следить за их изменением в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помогать талантливым школьникам решать стоящие перед ними задачи. проблемы.
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей заключается в составлении программ индивидуального развития на основе углубленной психодиагностики одаренности. Созданная база учебных изданий, посвященных вопросам психолого-педагогической помощи одаренным детям, дает возможность использовать различные методы диагностики талантов.
В предлагаемом материале подобраны методы диагностики для выявления интеллектуальных, творческих, художественных дарований, выработки подходов к обучению и воспитанию, развития и коррекции работы данной категории детей.
Этот список для чтения предназначен для специалистов в области образования, учителей, педагогических психологов из образовательных учреждений, классных руководителей и всех, кто интересуется проблемами одаренных детей.
ТЕКСТ МЕТОДИК
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей
(А.А. Лосева)
Ниже приведены 10 областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в высшей степени, ставьте 5 баллов, если выше среднего - 4 и т. д. Оценка 2 балла - самая низкая.
Сложите баллы по всем характеристикам в каждой «области» талантов. Разделите общее количество баллов, набранных в одной области (например, «интеллектуальные способности»), на количество вопросов (в этой области их 12) и запишите полученное число в тетрадь. Сравните средние результаты по всем областям. Выделите 3-4 высших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития способностей.
Интересуется механизмами и машинами.
В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
Любит рисовать чертежи механизмов.
Выводы по главе 2
Психологическая поддержка - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.
Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной учебной деятельности учащихся являются не только психологи, учителя начальных классов, воспитатели, родители и родственники учащегося, но и сами первоклассники. У них есть свой небольшой опыт обучения, общения со взрослыми и другими одноклассниками. У каждого свой индивидуальный характер развития личности. Характеристики человека влияют на содержание и формы работы
Показать больше