Фрагмент для ознакомления
2
Педагогика как отрасль человекознания
В любое время развитие наук характеризуется влиянием на них определённых факторов и дисциплин, которые улучшают процесс развития и наоборот. Поэтому огромное значение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Начнём с того, что педагогика - это самостоятельная наука, занимающаяся изучением закономерностей передачи накопленного социального опыта человеку. Педагогика очень часто использует идеи других наук, которые связаны со своим предметом исследования. Они помогают человеку узнавать сущность воспитания, расширять знания, открывать новые двери для дальнейшего изучения. Также важным аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов исследования. Используя связи, каждое направление дополняет друг друга, что даёт человеку точнее познать те или иные границы, а также дать точное определение или доказать теорему.
Педагогика является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неразрывно связано с развитием общества. Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести и буквально означает детовождение.
Многие источники свидетельствуют о большом значении педагогического процесса в древнем мире. В Древней Греции вопросы воспитания и обучения стали частью этики - раздела философии, которая исследует взаимодействие между человеком и обществом. Эти вопросы занимают важное место в творчестве Сократа, в трудах Платона и Аристотеля.
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование в это время утратило прогрессивную направленность античных времен.
Эпоха Возрождения дала целый ряд педагогов-гуманистов – это Эразм Роттердамский (1466–1536), Витторино де Фельтрэ (1378–1446), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592) [3].
Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский, он сформулировал первые законы обучения и воспитания в известном труде «Великая дидактика» (1632) [8].
Всемирную известность русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. В педагогической системе Ушинского главное место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил – физических, умственных и нравственных.
Педагогика – развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
Педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи и получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям, учитывая его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы [4].
В данный момент, педагогика – наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации детей, молодежи, взрослых людей, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этим процессом.
Выделяют три фундаментальных понятия педагогики это:
• воспитание,
• обучение,
• образование.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики как науки является исследование закономерностей процесса воспитания, обучения, образования детей, молодежи, взрослых [7].
Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.
Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образование не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний, но и взрослых [8].
Педагогика в первую очередь изучает три главных составляющих образовательного процесса:
• цели обучения (для чего учить);
• содержания обучения (чему учить);
• форм и методов обучения (как учить) [5].
Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач. К основным функциям педагогической науки относятся следующие:
- общетеоретическая, которая состоит из теоретического анализа закономерностей педагогического процесса (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, общих закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);
- прогностическая, которая заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (создание теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающих практику образования);
- практическая (преобразующая, прикладная), которая обеспечивает совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания.
Основными задачами педагогики являются:
- выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;
- изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение в практику образования результатов педагогических исследований [8].
Показать больше