Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы: Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В одних он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок. Но сильной стороной его пейзажной лирики являются те стихи, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней.
Задачи проекта:
- проанализировать творчество писателя;
- изучить источники литературы для определения христианской мысли;
Цель проекта: проанализировать художественный мир Афанасия Фета.
Всё, всё мое, что есть и прежде было…
Всё, всё мое, что есть и прежде было,
В мечтах и снах нет времени оков;
Блаженных грез душа не поделила:
Нет старческих и юношеских снов.
За рубежом вседневного удела
Хотя на миг отрадно и светло;
Пока душа кипит в горниле тела,
Она летит, куда несет крыло.
Не говори о счастье, о свободе
Там, где царит железная судьба.
Сюда! сюда! не рабство здесь природе —
Она сама здесь верная раба.
17 июля 1887
Исследователи творчества Фета Б.Я. Бухштаб и Ю.М. Лотман упорно причисляли его поэзию ко всем школам XIX столетия, за исключением метафизической. Его называют продолжателем традиции классицизма (антологическая поэзия), романтизма, реализма, первым представителем импрессионизма, имажинизма, «искусства для искусства». Но ни одно из этих направлений не может охватить все творчество Фета. Он был самобытным поэтом, создал свой собственный свод внутренних законов, разработал уникальный метод стихосложения и поэтический стиль. Его поэзия многогранна. То, что мы видим в ней, зависит от нашего угла зрения, хотя различные подходы не исключают друг друга. Все они говорят о существовании в художественном мире Фета независимой поэтической вселенной, управляемой красотой и гармонией. Впрочем, в чем-то Фет действительно обогнал свое время, так, как только теперь мы в состоянии понять и эстетику, и метафизику его поэзии. В предисловии к посмертному изданию Собрания стихотворений Фета в трех томах Б.В. Никольский пишет: «Потомство начнет с того, что долго было тайною не только для современников, но и для самого автора; начнет с ключа, а не с запертой двери, начнет с картины, а не с наброска углем на холсте... Фет... до такой степени поэт будущего, что с полным правом мог бы во главе своих стихотворений поставить знаменитые слова Шопенгауэра: через головы современников передаю мой труд грядущим поколениям»
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) был выпускником Московского университета. Именно в годы обучения в университете (1838–1844 гг.) он выпустил свой первый поэтический сборник (1840) и был признан оригинальным и многообещающим поэтом. Началом своей литературной деятельности Фет считал 1839 г., когда тетрадку его стихов прочитал Гоголь и сказал, что это «несомненный талант». 11 февраля 1859 г. Фет был избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете (по предложению Льва Толстого, ставшего членом Общества незадолго до этого). Ниже предлагается популярный очерк о жизни и творчестве Фета, который являлся не только великом поэтом, но и, что менее известно, интересным публицистом и плодовитым переводчиком античных и новоевропейских авторов.
Свою жизнь Фет как-то назвал «самым сложным романом», и у него были на то основания. Уже в истории его появления на свет есть любовная интрига и запутанный, почти детективный сюжет.
Осенью 1820 г. Афанасий Неофитович Шеншин, отставной офицер, участник войн с Наполеоном 1805–1807 гг., из Германии, где долго отдыхал на водах, привез в свое орловское имение Новосёлки чужую беременную жену. Он похитил ее у мужа – дармштадтского чиновника Иоганна-Петера Фёта, прямо из дома ее отца, обер-кригс-комиссара Карла Беккера, у которого почти целый год снимал комнату. Из Дармшадта влюбленные бежали в сентябре, а уже 23 ноября (5 декабря н. ст.) 1820 г. в Новосёлках у Шарлотты Фёт родился мальчик. Через неделю он был крещен, назван Афанасием и в метрической книге местной церкви записан сыном Шеншина. Согласие на развод оскорбленный Фёт дал только 1822 г., и в том же году, летом, Шеншин заявил Орловскому епархиальному начальству, что еще в Германии в 1820 г. он якобы обвенчался с Шарлотой по лютеранскому обряду (незаконному в его случае) и попросил позволения крестить ее в православие и обвенчаться с нею уже законным образом. В сентябре 1822 г. разрешение было получено, и тогда же состоялось православное венчание Шеншина с матерью будущего поэта, принявшей в крещении имя Елизаветы Петровны.
Долгое время все шло благополучно, но в начале 1835 г. подлог обнаружился: епархиальное начальство, установив, что ребенок родился до всякого брака, заключило, что «означенного Афанасия сыном господина ротмистра Шеншина признать не можно». Четырнадцатилетнему юноше, до тех пор в полном неведении возраставшему в качестве старшего сына и наследника Шеншина, грозила участь незаконнорожденного – весьма незавидная по тем временам. С большим трудом родители смогли добыть ему «честную» фамилию Фёта (нужные бумаги, поскольку сам Фёт, не признававший свое отцовство, к тому времени скончался, выдал дед – Карл Беккер). Пока шла переписка, его отправили подальше от дома – в лифляндский городишко Верро, в частный немецкий пансион. Именно здесь
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.; Л., 1964. С. 352.
2. Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета // Критика 50-х годов XIX века. М., 2002. С. 303.
3. Жаплова Т.М. Новоселки - Степановка - Воробьевка: Хронотоп усадьбы в поэзии А. Фета 1841-1892 годов // Пространство и время в художественном произведении. Оренбург, 2002. 63-70 с.
4. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет // А.А. Фет. Стихотворения. Л., 1956. С. 3-24; Гиривенко А.Н. «Романтические розы» Афанасия Фета //. Из истории русского художественного перевода первой половины XIX века. М., 2002. С. 248-264; Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. М., 1989. С. 39-55; Тархов А. Лирик Афанасий Фет // Афанасий Фет. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М., 1985. С. 3-25; Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной». Система пейзажных образов в русской литературе. М., 1990. С. 222.
5. Гинзбург Л.Я. Указ. соч. С. 265-266; Кожинов В.В. // А.А. Фет. Стихотворения. Основной фонд, подлинные авторские редакции. М., 2000. С. 5-48; Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992. С. 48, 59-60.