Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изначально педагогическое знание развивалось в русле философии. Оно являлось основой интеграции опыта воспитания, выделения начал теории, что в последующем и дали начало педагогике как науке. Идеи педагогики развивались в трудах древнегреческих философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. В их трудах отражаются положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Античность характеризуется определенным отношением человека к миру, пассивно-созерцательным отношением к действительности. Критикуется мифология, создается основа для мыслительного процесса. Философы, педагоги Античности начинают искать первоосновы мира, появляются такие понятия, как хаос и космос, душа, материя, ум, идея.
Целью данной работы является рассмотрение педагогики Античности.
Задачи:
- описать педагогические идеи Демокрита;
- рассмотреть педагогические идеи Сократа;
- изучить педагогические идеи Платона.
1 Педагогические идеи Демокрита
Демокрит (460-370 до н.э.) являлся ученым-энциклопедистом, одним из основателей материалистического понимания мира и человека. Он дал развернутую теорию познания, различал чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания человека.
Материалистическая теория познания Демокрита гласит, что началом знания являются ощущения («темное познание»). Истина же постигается при помощи разума (теоретическое мышление). Разум берет аргументы из ощущений .
Демокрит сформулировал все отрасли знания того времени. Известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.
Демокрит высказал и ряд идей в педагогике:
1) Важность воспитания ребенка в семье, где важным является следование примеру родителей.
2) Важным является обучение и его направленность. Важно учиться, развивать разные знания.
3) В обучении важно воспитывать у себя убеждения, аргументы, упражняться в этом процессе.
4) Важно соотносит воспитание с природой ребенка – «микрокосмом». От этого зависит формирование человеческой личности.
5) Важно приучать ребенка к труду, если же ребенок не хочет – принуждать к труду, так как обучение формирует личность на основе труде. Без труда невозможно обучаться ни письму, ни любому предмету.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Асадуллин Р. М., Пути познания педагогической сущности человека // Педагогика. — 2011. — N 8. — С. 50-59.
2) Багдасарьян Н. Г. История, философия и методология науки и техники/ Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. — М.: Издательство Юрайт, 2019
3) Душин А. В., Античная образовательная парадигма и современное российское образование // Философия образования. — 2013. — № 4 (49). — С. 54-58.
4) Кессиди Ф. Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988 г.
5) Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.
6) Пичугина В. К., Антропологический дискурс «заботы о себе» античной педагогической мысли раннего и классического периодов // Alma mater. — 2013. — № 12. — С. 87-91
7) Хомелев Г.В. Философия. – СПб, 2005