Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Картина мира отвечает на вопрос о сущности человека и его предназначении, месте в мировом пространстве. Картина мира включает в себя тему объектов, которые существуют в мире. То есть это структурное представление об объектах, которые существуют во времени и пространстве.
Картина мира состоит из представлений о пространстве и времени, о конечности и бесконечности и пр. Картина мира дает представление о законах, правилах этого мира. Картина мира дает ответы о смыслах и целях того, что происходит в мире. Каждая картина мира – это изображение реальности, но это не сама реальность.
1 Естествознание в эпоху Средневековья
Средневековье – это весьма длительный период развития европейского общества. Он начинается с крушения Западной Римской империи в конце V века и заканчивается в XV веке с началом промышленной революции в Англии. За это время произошло много масштабных событий, которые повлияли на дальнейшее развитие цивилизации. Одними из них стали Великие географические открытия, формирование основных европейских государств, промышленный переворот и др. Когда мир переходит из одной эпохи в другую, за этим всегда следуют перемены (во многих аспектах) в различных сферах жизни человека.
Наука в Средние века являлась инструментом решения задач практического характера, наука занимала подчиненное положение по отношению к теологии. Арифметика и астрология были важны для вычисления дат религиозных праздников.
Научные знания в Средние века систематизируются, популярными становятся энциклопедии.
Успешно развивались астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия.
Развитие алхимии
Как правило, огромная часть историков химии дифференцируют такие этапы ее развития:
1. Предалхимический период: до III в. н.э. В это время теория и практика знаний о веществе развиваются относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества изучает античная натурфилософия. Эмпирические опыты с веществом проводит ремесленная химия.
2. Алхимический период: III - XVI вв. Этот период делится на три периода: александрийскую, арабскую, европейскую алхимию.
Само слово алхимия произошло от арабского слова «ал-кимиа». Арабская алхимия базировалась на учениях Аристотеля. Но с развитием государства и общества появилась потребностях в новых научных знаниях, новых теориях, которые были бы основаны на химическом свойстве вещества. Джабир ибн Хайян арабский алхимик и фармацевт вывел новую теорию происхождения металлов. Она заключалась в идее, что металлы образовывались двумя основополагающими: ртутью (металличность) и серой (горючесть). Для получения благородного ценного металла – золота, по его мнению, требовался еще один компонент, который Джабир ибн Хайян назвал эликсиром. Под «эликсиром» понимался философский камень. Ртутно-серная теория использовалась учеными на протяжении многих столетий. Спустя большой промежуток времени Ар-Рази – персидский ученый, алхимик и энциклопедист, к ртутно-серной теории добавил еще одну основополагающую – твердость (хрупкость), иначе говоря философскую соль. Таким образом, арабская алхимия была более практична, чем Александрийская. Она больше основывалась на опытах и экспериментах.
В Европу алхимия пришла позднее других. Именно благодаря арабам образовалась Европейская алхимия. Началось развитие в Испании и на острове Сицилия приблизительно в XI веке. Так же, как и астрологические тексты, здесь впервые начали переводить работы арабских алхимиков на латинский язык.
В данное время ищут «философский камень», который был важен для реализации трансмутации металлов. Тогда же зарождается экспериментальная химия, происходит аккумулирование знаний о веществе.
Алхимическая теория, которая брала свое начало в античных представлениях философии о элементах, связывается с астрологией и мистикой. Вместе с химическим и техническим «златоделием» данный период интересен формированием уникальной системы мистической философии.
Раймонд Луллий, каталонский миссионер, философ и теолог определял алхимию как тайную философию. Он писал так: «Алхимия – весьма необходимая божественная часть тайной небесной натуральной философии, составляющая и образующая единую, но всем известную науку превращать се металлы в настоящее серебро, а затем в настоящее золото посредством единого всеобщего медикамента». Существуют и иные точки зрения, например, Роджер Бэкон давал свое определение алхимии. Он утверждал, что алхимия — это наука, указывающая, как приготовлять и получать философский камень, который в момент слияния с несовершенным веществом преображает его в совершенный.
2 Развитие естествознания в эпоху Возрождения
В XIV в. в Италии начинается новая эпоха Возрождения, создавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе.
В какой-то степени, можно сказать, что период Возрождения был временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний.
Новое миропонимание, появившееся во время Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. — человечий, гуманный). Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как обширное публичное движение он складывается в первый раз конкретно во время Возрождения .
Начало Возрождения - это Италия и Флоренция. Именно здесь набирал силу мощнейший культурный переворот, втягивая в себя и другие области Италии, потом Франции, Испании, делясь со своими мыслями и открытиями с жителями Германии, Великобритании, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских стран, заставляя верить в новые возможности человека. В первый раз Европа могла слиться в мыслях, которые имели не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением мысли о бескрайних возможностях человека, да и не лишь мысли, рождением ее инициативного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла эра Возрождения в историю культуры.
3 Значение для биологии работ К. Линнея
К XVIII веку число описанных видов растений и животных достигло 10 тысяч. Столь высокий уровень видового разнообразия поставил вопрос: «А существуют ли виды объективно? Или выделение видов осуществляется на основе наших субъективных восприятий, а в действительности один вид плавно переходит в другой?».
На этот вопрос ответил Карл Линней (1707–1778) – выдающийся шведский естествоиспытатель, основоположник современной систематики. Перечислим лишь некоторые заслуги К. Линнея перед наукой:
Линней описал около 4000 видов животных и 7540 видов растений. Он дал каждому описанному виду название в строгом соответствии с бинарной номенклатурой . Многие из этих названий сохранились и поныне. Линней впервые описал человека как биологический вид и дал ему название – Человек разумный (Homo sapiens). Линней доказал объективность существования видов. Однако по своим взглядам К. Линней был убежденным креационистом (от лат. creatio – создание, творение). «Виды являются совершенно постоянными... Не возникает новых видов... Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное Существо». В то же время К. Линей допускал некоторое изменение видов под влиянием среды (почвы и климата), а также в результате гибридизации.
Заключение
Основными достижениями средневековой науки можно считать следующие:
Важнее, чем человек, было место человека в иерархии общественных отношений. Из церковных школ выросли первые европейские университеты, обучавшие семи свободным искусствам.
Объем знаний (в рамках религиозных организаций), который позволил науке вначале выжить, а затем начать новый подъем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ирисов А. Жизнь и творческое наследие Абу Али Ибн Сино. Ташкент, 1980
2) Диноршоев, М. Натурфилософия Ибн Сины [Текст]. – Душанбе : Дониш, 1985
3) Канке, В. А. Концепции современного естествознания : учебник для академического бакалавриата / В. А. Канке, Л. В. Лукашина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 338 с.
4) Лебедев, С. А. Методы научного познания. – Москва: Альфа-М, 2017. – 272 с.
5) Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под ред. В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с.