Фрагмент для ознакомления
2
Карнавализация в романе Александра Дюма Шевалье Дарманталь
Концепция карнавала М. Бахтина часто встречается в явной форме в других культурных феноменах, не обязательно в карнавале. Для того чтобы это показать, надо иметь в виду термин «карнавализация».
Дух карнавала сегодня можно встретить в различных сферах художественной культуры. Это могут быть кинофильмы, театральные постановки, оперы и т. п.
Карнавализация в литературе – одна из основополагающих идей М.М. Бахтина, рассматриваемых им в комплексе проблем, с помощью которых он изучал народную и смеховую культуру. Исследования, посвященные феномену карнавала, проводились и до Бахтина, однако ни одна из работ его предшественников в этой области не обладала той степенью глубины и точности, которую обнаруживаем в его текстах. Бахтин приступил к рассмотрению теории карнавализации в своей книге «Рабле и его мир», содержание которой включает его общие взгляды на искусство, язык, явления народной смеховой культуры, а также на вопросы, касающиеся феномена карнавала.
Карнавал и карнавализация как жанр в теории Бахтина выражается в гротескном реализме, однако эти понятия больше, чем категория жанра. Это социологические категории.
Бахтин не разделяет жестко народную и официальную культуру – в карнавале они сосуществуют в единстве, как некоторое однородное сообщество, не разделенное жесткими рамками. В единстве и социальной однородности, снятии всех социальных иерархий Бахтин видит один из основных принципов карнавала.
Как замечает Бахтин в книге «Рабле и его мир», основным значением понятия «карнавал» было своего рода бегство от обычной (привычной) жизни. Карнавал не был только видом искусства, относящимся к театральным представлениям, но был реальной, правда, временной частью самой жизни, которая не только представлялась на сцене, но, образно выражаясь, проживалась в течение карнавала.
Понятие «карнавал» занимает важнейшее место в составе ключевых терминов М. М. Бахтина, выражающих сущностные особенности его научной теории.
Анализ первого тома «Философская эстетика 1920-х гг.» собрания сочинений показал, что в нем содержатся ранние философские работы и комментарии к творческому наследию М. М. Бахтина. В них реализация термина «карнавал» и его производных.
Во втором томе «Проблемы творчества Достоевского (1929 г.). Статьи о Л. Толстом (1929 г.). Записки курса лекций по истории русской литературы (1922-1927 гг.)» термин «карнавал» и его производные обнаружены в девяти употреблениях, из них 6 – каждый отдельный новый термин. Перечислим эти термины и терминологические сочетания: карнавал [2, с. 472], карнавальные аспекты [2, с. 472], карнавальная концепция [2, с. 472], мениппейно-карнавальная концепция (в отношении традиций творчества Ф. М. Достоевского) [2, с. 532], карнавальная пиршественность [2, с. 753], карнавальные похороны [2, с. 756].
В третьем томе «Теория романа (1930-1961 гг.)» найдено 25 словоупотреблений, среди которых новыми являются 14 терминов и терминологических сочетаний: карнавальное время [3, с. 494], карнавально-мистерийная площадь [3, с. 494-495], комическая карнавальная маска[3, с. 546], карнавальный характер [3, с. 548-549], карнавальные формы[3, с. 565], карнавальная искра (веселой брани) [3, с. 576], римский карнавал [3, с. 299], карнавальные контрастные пары (в отношении Дон Кихота и Санчо) [3, с. 577], карнавальная легенда (вокруг Данте, Пушкина и др.)[3, с. 629], карнавальная стихия [3, с. 661], карнавальный дух (странствий и путешествий) [3, с. 662], карнавальные жанры [3, с. 663], карнавальная культура [3, с. 664], карнавальные мотивы [3, с. 664].
Первая часть четвертого том «Франсуа Рабле в истории реализма (1940 г.). Материалы к книге о Рабле (1930-1950-е гг). Комментарии и приложения» пестрит новой терминологией. Из 679 словоупотреблений термина «карнавал» / «карнавальный» выявлено 92 новых, не встречающихся ранее. Это такие термины, как: карнавальный крик [4, с. 12], готический карнавал [4, с. 29], карнавальные травестии [4, с. 35], народно-праздничные карнавальные формы (понятие расширено за счет определения народно-праздничный) [4, с. 34], народно-праздничное карнавальное веселье [4, с. 35], процессии карнавального типа [4, с. 69], карнавальное развенчание [4, с. 70], карнавальный смех [4, с. 72], народно-карнавальная сторона праздника [4, с. 73], карнавальные права и вольности [4, с. 80], карнавальный ад [4, с. 85], карнавальная толпа [4, с. 85], карнавальные источники [4, с. 91], карнавальная родина раблезианской фантастики [4, с. 95], карнавальные переодевания [4, с. 96], карнавально-сатурналиевская игра [4, с. 97], карнавально-пиршественный диалог [4, с. 98], карнавальные права [4, с. 99], карнавальная атмосфера [4, с. 99], карнавальные образы [4, с. 101], карнавальная площадь [4, с. 130], карнавальная жизнь [4, с. 138], лионский карнавал[4, с. 141], карнавальная фигура [4, с. 142], карнавальный Рабле [4, с. 142], карнавальное действо [4, с. 179], карнавальная игра народной толпы [4, с. 180], карнавально-кухонное разъятие тела на части [4, с. 182], карнавально-кухонная анатомия [4, с. 184], карнавальный дух [4, с. 187], карнавальный король [4, с. 188], карнавальные аксессуары [4, с. 188], карнавал в карнавале [4, с. 189], карнавальная мистификация [4, с. 190], карнавально-кухонно-врачебный характер описания боев [4, с. 190], карнавально-кухонно-врачебное расчленение тела [4, с. 191], карнавальный стиль [4, с. 190], карнавальное растерзание [4, с. 191], карнавальная реакция [4, с. 191], карнавальная жертва [4, с. 191], карнавальный бык [4, с. 192], карнавально-кухонные реквизиты [4, с. 200], карнавальное описание [4, с. 200], карнавальное масленичное чучело [4, с. 203], карнавальный снижающий жест [4, с. 204], карнавальное шествие [4, с. 204], карнавальное вознаграждение [4, с. 206], карнавальная бутафория[4, с. 207], карнавальные шуты [4, с. 207], карнавальный пир [4, с. 214], карнавальный готический «симпосион» [4, с. 215], карнавальное рождение (ребенка через левое ухо) [4, с. 218],карнавальная обратность [4, с. 218], карнавальное восприятие [4, с. 225], ядро карнавальной системы [4, с. 241], карнавальная свобода [4, с. 243], карнавальные дни [4, с. 243], карнавальные битвы [4, с. 243], карнавальные диспуты [4, с. 244], карнавальные обращения [4, с. 245], участники карнавала [4, с. 246], карнавальный мир[4, с. 248], «философия» карнавала [4, с. 250], карнавальное понимание [4, с. 250], карнавальные бубенчики [4, с. 256], карнавальная смерть [4, с. 266], карнавальный эпизод (колбасных войн) [4, с. 273], гротескно-карнавальный характер [4, с. 325], карнавальное изображение (мировой катастрофы) [4, с. 333], карнавальное страшилище [4, с. 334], карнавально-утопический «пир на весь мир» [4, с. 337], карнавальная откровенность[4, с. 564], карнавальная логика [4, с. 574], карнавальный пафос [4, с. 574], карнавальная преисподняя [4, с. 583], карнавализация ада / чистилища / рая [4, с. 582], карнавализация речи [4, с. 585], карнавализация сознания [4, с. 593], карнавальные звания [4, с. 620], карнавальное использование пословиц / поговорок [4, с. 620], карнавальный мирок [4, с. 622], карнавальные элементы [4, с. 622], карнавально-сказочный реализм [4, с. 623], карнавально-сказочная интуиция [4, с. 881], народно-карнавальная утопия [4, с. 881], карнавальное тело [4, с. 881], карнавальная сущность [4, с. 684], карнавальный Данте [4, с. 707], карнавальная традиция [4, с. 720], карнавальная идея [4, с. 993], теория карнавала [4, с. 843], карнавальная драка [4, с. 1092].
Проанализировав данные термины, можно сделать вывод, что все они возникли в процессе исследования романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Некоторые из терминов (карнавальный образ, карнавальная идея, карнавальный мир, карнавальный пафос и др.) помогают характеризовать сам роман, его сюжет и структуру. Также могут использоваться при трактовке других романов. Иные термины (карнавальная преисподняя, карнавальное рождение, карнавальная жертва и др.) обозначают конкретные, привязанные к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» явления, образы, действия.
Показать больше