Фрагмент для ознакомления
2
Дальнейшие темпы развития рынка здорового питания в РФ будут во многом зависеть от доступности продуктов. Для сравнения: в LavkaLavka продается сыр «Белпер Кнолле» по 240 руб. за 100 г. Аналогичный сорт во «Вкусвилле» представлен по 198 руб. за упаковку 130 г. Стоимость похожего продукта в «Углече Поле. Органик маркет» — 310 руб. за 130 г. Индексы потребительской уверенности россиян снова начали снижаться. По данным Nielsen и The Conference Board, за четвертый квартал 2018 года индекс потребительского доверия россиян опустился с 67 до 65 пунктов, причем на первый план вышли переживания по поводу роста цен на еду: доля обеспокоенных этим вопросом потребителей увеличилась на 12 процентных пунктов (п. п.), до 35%, достигнув максимума с середины 2016 года.
Росстат 4 апреля сообщил, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале вырос на 1 п. п. Но, снижение покупательной способности и падение доходов заметно. Сегодня 10% крупнейших производителей пищевых продуктов получают 90% всех льготных кредитов от государства, что позволяет им держать относительно низкие цены, а у фермеров доступа к дешевому финансированию нет, поэтому их продукция и стоит дороже. Кроме того, на цене сказываются и крайне небольшие объемы производства: доля ремесленных сыров на рынке не превышает 1%.
Органическое молоко в России может стоить вдвое дороже, чем индустриальное, но считает, что ситуация будет меняться. Сегодня в России по органическим стандартам сертифицировано только около 100 компаний — это капля в море для рынка с населением 145 млн человек, указывает он. При этом, продолжает эксперт, значительная доля в себестоимости формируется за счет импорта биологических препаратов и удобрений. В целом, с развитием рынка органическая продукция в России будет стоить в среднем на 15–30% дороже индустриальной. Серьезных успехов в развитии рынка продуктов для здорового питания в РФ можно достичь только с повышением уровня жизни.
Российский рынок постепенно следует за рынком мировым – расширяется ассортимент продуктов здорового питания, появляются новые продукты и продуктовые категории, расширяется спектр задач и проблем, которые могут быть решены или скорректированы за счет продуктов питания и т.д.
Российский потребитель все чаще обращает внимание на свое здоровье и самочувствие, понимая при этом, что решать проблемы со здоровьем надо, в том числе, за счет поддержания оптимального рациона питания.
Увеличение доли людей, страдающих от ожирения, диабета, различных пищевых аллергий – все это приводит к росту спроса на здоровые продукты и расширению соответствующего сегмента рынка. Рост интереса российских потребителей к здоровому питанию подтверждается и данными исследований – так, по информации компании AC Nielsen, 67% потребителей в России активно следят за своим рационом в целях предотвращения или минимизации воздействия различных болезней. Ограничивают сахар и жир в своем рационе 39% потребителей. Более того, около 70% российских потребителей заявляют о готовности платить больше за продукты, которые не содержат нежелательных элементов.
Производство продуктов здорового питания невозможно без использования пищевых ингредиентов. И для нас не менее очевидной становится тенденция роста доли российских производителей, предлагающих ингредиенты для данного сегмента рынка – зерновые компоненты, пищевые волокна, белковые ингредиенты, витаминно-минеральные премиксы, пребиотики и пробиотики и т.д. Также мы наблюдаем и увеличение количества запросов со стороны российских производителей готовой продукции на подбор необходимых ингредиентов, разработку концепции продукта и т.д. Кондитерские изделия, молочные продукты, сыры, хлеб, снеки – продукты здорового питания появляются практически в каждом сегменте пищевого рынка.
Экономический кризис заставил многих российских производители пересмотреть и в значительной мере скорректировать ассортимент выпускаемой продукции. Необходимость сокращения издержек производства, поиска и подбора ингредиентов на замену недоступным импортным, корректировки рецептур выпускаемой продукции – эти задачи в период кризиса стояли практически перед каждым производителем.
Задача сервиса – это как раз помощь в решении подобных проблем и именно поэтому мы понимаем, насколько болезненным стал этот период для производителей продуктов питания. Изменения валютных курсов и ввод санкций привели также к существенному сокращению (а в некоторых случаях, и к полному прекращению) поставок целого ряда пищевых ингредиентов, в том числе, используемых для производства продуктов здорового питания. Последующая корректировка перечня санкционной продукции позволила отчасти смягчить последствия, но тем не менее данная ситуация совершенно очевидно продемонстрировала необходимость активного развития внутреннего производство пищевых ингредиентов.
Появление на рынке новых российских производителей, рост числа иностранных производителей, открывающих производство на территории России – это весьма позитивная и обнадеживающая тенденция, которая позволяет надеяться на дальнейшее увеличение доли российских ингредиентов в производстве как продуктов питания в целом, так и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Capitalizing on the shifting consumer food value equation, Deloitte.
2. Food Labeling Survey January 2019, Food information council foundation.
3. Key Trends in Health and Wellness for 2020, Bord bia.
4. Power of health and well being in food retail, FMI.
5. Wellness Economy Monitor 2018, Global Wellness institute.
6. Вебинар: на пике революции здорового образа жизни / The Nielsen Company (US), LLC. 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/webinars/2017/health-revolution-webinar.htmI
7. Корытова В.Е., Будрин А.Г. Рынок здорового питания: мировые и российский тенденции // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии - 2017. - № 1-1. - С. 89-91
8. Пина П. Статистика Google Трендов за 2016 год говорит о росте популярности запросов о здоровой еде // Think with Google. 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/article/statistika-google-trendov-za-2016-god-govorit-o-roste-populiarnosti-zaprosov-o-zdorovoi-ede/
9. Рынок Health&wellness в России 2020, Euromonitor international.