Фрагмент для ознакомления
2
В современное российское образование сегодня активно внедряется тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Основной задачей тьюторского сопровождения в Красноярских школах является обучение ученика пониманию собственных индивидуальных потребностей в ходе образовательного процесс и умению самостоятельно разрешать проблемные ситуации, воспитание поликультурной личности, проживающей в многонациональной среде Российской федерации, и воспитание патриотических взглядов у подрастающего поколения. Для реализации данных задач создается специальная индивидуальная образовательная программа и подбираются эффективные инструменты взаимодействия тьютора с учениками, позволяющие реализовать поставленные цели.
Тьюторское сопровождение
В тьюторском сопровождении учащегося стандартный педагогический фокус, основанный на учебном плане образовательного учреждения, смещается в сторону самостоятельной разработки приемлемых для данной личности форматов обучения, которые обсуждаются с тьютором. Для осуществления тьюторского сопровождения учащийся должен взаимодействовать с тьютором, а результаты такого совместного взаимодействия должны становиться предметом совместного анализа. Для этого тьютор должен использовать индивидуально подобранный арсенал инструментов, образовательных и воспитательных технологий, позволяющих развивать в ученике необходимые мотивации к учебе, предметные и личностные компетенции.
В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, который определяет все используемые тьютором приемы и способы работы с учеником в достижении поставленных целей обучения и воспитания ребенка.
Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Основные виды тьюторства в российском образовании
Сегодня в российской системе образования представлены три практики тьюторства:
• в дистанционном обучении, основанной на использовании образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»);
• сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов школьников, в котором используются методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио);
• в открытом образовании, в котором используются такие форматы работы с учениками как «Дебаты», проектирование, социально-контекстное образование и др.
• В общеобразовательной школе сегодня используются разнообразные варианты тьюторской деятельности, учитывающей возрастные особенности учащихся и образовательные задачи, стоящие перед педагогами.
Тьюторство в системе развивающего образования сегодня применяется на различных его ступенях. В начальной школе применяются следующие виды тьюторства:
• для внедрения в жизнь учеников программ развивающего обучения и создания условий реализации образовательной инициативы ученика, развития его учебной самостоятельности;
• для проведения образовательный событий, обеспечивающих возможности реализации инициативы и самостоятельности школьников в образовательном процессе;
• для создания индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве класса;
• в рамках программ сопровождения детей, имеющих специальные запросы.
В средней школе работают тьютора, занимающиеся внедрением в жизнь программ по созданию пробно-поискового пространства в образовательной деятельности школьника, организацией их внеурочной деятельности и образовательных событий, разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве конкретной ступени обучения ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамовских Н.В. Эволюция концепций профессиональной подготовки социальных педагогов [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Концепт. – 2013. – Спецвып. № 2. – Режим доступа: httр://ekoncept.ru/2013/13513.htm.
2. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Белицкая. – Волгоград : ВГПУ Перемена, 2012.
3. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. - http://thetutor.ru/pro/articles02.htm
3. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева [и др.]. – Москва, Тверь: СФК - офис. – 246 с.
4. Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4 [Текст] / Т.М. Ковалева. – Москва: Первое сентября, 2010.
5. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно- практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002
6. Ковалёва Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» // Управление школой индивидуального образования. — Томск, 2002. — с. 15-19
7. 6. Муртазина, Г.Р. Тьюторство как новая практика воспитательной работы в вузе // 643spb.edusite.ru
8. Организация тьюторского сопровождения детей с овз в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях Информационный материал подготовлен Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. Москва 2011
9. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов/Отв. Ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001
10. Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности/ Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15