Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В настоящее время широко используется следующее определение задержки психического развития (ЗПР). Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пренасыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО) является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования – детей с задержкой психического развития.
Цель работы - рассмотреть педагогические системы для детей дошкольного возраста с ЗПР.
Педагогические системы для детей дошкольного возраста с ЗПР
Существует несколько классификаций задержек психического развития. Первая клиническая классификация предложена ТА. Власовой и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости вследствие психического или психофизического инфантилизма. При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией.
Интересна классификация В.В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
– задержка дизонтогенетического характера (при состояниях психического инфантилизма);
– задержка энцефалопатического характера (при негрубых органических поражениях ЦНС);
– ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха).
Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах.Основными для процесса воспитания детей с ЗПР являются коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, личностные и ценностно-смысловые компетенции. Перечисленные виды жизненных компетенций должны формироваться у ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи дуг с другом, постепенно встраиваясь в структуру его личности. Главным условием эффективной социализации данной категории дошкольников является именно привитие им социальной компетентности, что непосредственно осуществляется в рамках воспитательной работы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - ст. 7598.
2.Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
3. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : Учеб.-метод. пособие для вузов / В. П. Глухов. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2019. - 311 с.
4. Коняева Н. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Н. Коняева. - М.: Владос, 2018. - 440 с.