Фрагмент для ознакомления
2
Духовно-нравственное воспитание детей как основа становления личности ребёнка в ДШИ
Обучение искусству, приобщение к прекрасному – самая благотворная сфера для духовного и нравственного развития ребенка. Методики преподавания предмета «Музыка» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания [2, 107].
Школьник участвует в общественной жизни уже практически наравне со взрослым, с той разницей, что профессиональную деятельность для него заменяет деятельность учебная, поэтому вопрос о его воспитанности и нравственном облике стоит особенно остро.
Перед ребенком встают такие же сложные проблемы общественного взаимодействия, как перед взрослым человеком, а зачастую они кажутся даже сложнее, поскольку ребенок обладает еще достаточно скудным социальным опытом и со многими ситуациями вынужден столкнуться впервые.
В этом случае неправильное поведение, «невоспитанный» поступок – нельзя вменять в вину школьнику, который просто не имеет достаточных знаний, чтоб поступить верно [4, 172].
Он уже преодолел возрастной кризис самостоятельности, и находится в спокойном возрастном периоде, когда стремится выстроить отношения с окружением в позитивном ключе, снискать одобрение.
Такая работа была невозможна, например, с младшим дошкольником, который еще не умел контролировать свои эмоциональные состояния и действия. Но она возможна со школьником, который овладел произвольностью на достаточном уровне, чтобы контролировать свое поведение, сдерживать эмоциональные реакции, соотносить свое состояние с состоянием собеседника.
Эмоциональный компонент обучения в работе педагога школы искусств задействован сильнее, чем в работе педагога общеобразовательной школы, где основная опора идет на знаниевое содержание обучения. Потому, формируя у ребенка духовно-нравственные представления, имеет смысл обращаться к его эмоциональным оценкам ситуации, а не транслировать ему знания о культуре, о нравственных законах общения как сухие тезисы [7, 74].
Соблюдение взрослым человеком культуры общения и следование нравственным нормам является важнейшим фактором формирования воспитанности у учащегося, поскольку подражание поведению взрослого происходит зачастую даже непроизвольно, и, имея перед глазами достойный пример, ребенок легче усваивает духовную культуру, воспринимая ее как должное, а не как навязанную ему условность.
В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане возможно реализовать немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
2. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С.106-110
3. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. – 170 с.
4. Комарова Л.Н. Проблемы реализации социально-культурных функций детской школы искусств в современном городском образовательном пространстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 2, 2009, с. 170-172.
5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Аркти, 2005. – 64 с.
6. Нефедова Н.А. Формирование общекультурных ценностей средствами дополнительного музыкального образования // Современная высшая школа: инновационный аспект, № 4, 2014, с. 95-98.
7. Федосова И.В. Внеурочная деятельность как средство развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Иркутск: ВСГАО, 2013. – 136 c.
8. Шишкина К.И. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 113 с.