Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Япония – государство с очень высоким уровнем научно-технологического развития, и, в большинстве своем, именно благодаря прорывам в технологической сфере поддерживается экономическое благополучие страны. По множеству экономических показателей Япония уступает только США, и занимает второе место среди трех межимпериалистических соперничеств – США, Западная Европа, Япония. Важнейшим периодом становления экономики Японии на такой уровень были 70-80-е года XX века, т.к. в то время она стала одной из наиболее успешных торговых держав мира .
Япония – довольно необычная страна, со своими индивидуальными аспектами культурного, исторического и экономического развития. Главным определяющим фактором этой необычности является особый менталитет японцев и их традиции.
Япония является одним из тех государств демократии западного типа, что не является де факто страной иммиграции. Особенность миграционной политики Японии понятна в связи с географией этой страны, этносом и историей. Дело в том, что в Японии достаточно плотная населенность при небольшой территории. Страна не может принять внушительные группы мигрантов в свою территорию. Кроме того, сами мигранты часто не могут «вписаться» в социум Японии, поскольку здесь высок уровень расовой, этнической и культурной однородности людей.
Целью данной работы является рассмотрение миграционной политики Японии.
1 Общая характеристика миграционной политики Японии: история
Японцы как этнос завершили свое формирование к VIII в. Поскольку они специфически расположены, коммуникации японцев с другими странами часто были ограничены. Долгое время (1639–1853) Япония находилась в полной изоляции.
В эпоху Мейдзи создавалось чувство единства нации, принадлежности японцев к определенной идентичности, со своими этическими представлениями, историей страны для формирования кокумин (граждан).
Итак, с 1641 по 1853 г. Япония вела политику внешней самоизоляции от остальных стран мира, что тормозило экономическое развитие снаружи. Изнутри же экономическое развитие тормозилось тем, что в японцах воспитывалось беспрекословное подчинение и верность вышестоящим, что сдерживало развитие предпринимательства и держало всю экономику в руках политической власти.
Введение
В сентябре 2016 г. в Нью-Йорке в рамках 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН прошел саммит по проблемам беженцев и мигрантов.
По итогам саммита были приняты декларация, подтверждающая благие намерения стран-участников, и ряд конкретных решений. В частности, государства-члены ООН договорились принять в 2017 г. 360 тыс. беженцев. Кроме того, было решено кооптировать Международную организацию по миграции (МОМ) в структуру ООН. МОМ должна стать Комитетом в рамках ООН, хотя ее финансирование будет осуществляться из иных источников.
На саммите много говорилось о глобальном характере проблемы и о необходимости глобального подхода к ее разрешению.
Речь, в частности, шла о назревших мерах по преодолению пропасти между развитыми и развивающимися регионами современного мира.
В числе предложений, вынесенных на обсуждение участников саммита представителями ЕС, – принятие совместных специализированных программ развития и защиты, адресованных наиболее уязвимым странам. В рамках Европейского плана внешних инвестиций предполагается привлечь от частных фондов 50 млрд долл. и направить их в помощь нуждающимся государствам, прежде всего Северной Африки, граничащим со Средиземноморьем. Суть этих программ заключается не столько в том, чтобы дать денег правительствам стран, откуда фиксируются наибольшие потоки беженцев, сколько в социально-экономическом развитии этих стран. Очевидно, что выполнить данную задачу крайне сложно.
Не будут ли власти соответствующих государств рассматривать финансовую помощь как желание благополучных европейцев откупиться от африканцев? Будут ли средства, предназначенные для развития, расходоваться именно на эти цели? И не превратится ли то, что задумывалось как помощь в трансформации, в финансирование коррумпированных режимов?
Не менее острый клубок противоречий обусловлен коллизией между общечеловеческими ценностями и национальными интересами. Индустриально развитые государства в Европе и Америке декларируют (хотя и с разной степенью интенсивности) приверженность идее глобальной ответственности за происходящее в мире вообще и за страдания миллионов беженцев в частности. В развитие этой идеи на саммите прозвучало предложение разработать и подписать Глобальный договор по проблеме беженцев. Однако все упирается в вопрос о распределении ответственности, который пока остается открытым.
На начало 2016 г. в мире насчитывалось 244 млн международных мигрантов. Для сравнения: в 2014 г. – 232 млн, в 2009 г. – 150 млн, в 1997 г. – 140 млн, в 1990 г. – 111 млн, в 1965 г. – 77 млн. Однако рост, кажущийся столь впечатляющим в абсолютных цифрах, не является таковым в относительных цифрах.
Международные миграции представляют собой проявление географической и социальной мобильности людей. Перемещение поверх государственных границ происходит под воздействием многочисленных факторов. Отсюда множество типов миграций – трудовая, семейная, образовательная, бизнес-миграция, жизненно-стилевая миграция и т.д.
Существует консенсус большинства экономистов относительно в целом благотворного влияния этого явления на социально-экономическую сферу принимающих стран. Приток населения из регионов глобального Юга в регионы глобального Севера служит важным фактором поддержания положительной демографической динамики в индустриально развитых странах. Мигранты и их потомки – мощный источник экономических и культурных инноваций, а также существенный фактор роста человеческого капитала.
Несколько особняком стоит вынужденная миграция. Она обусловлена войнами, в том числе гражданскими, политическими преследованиями и природными катаклизмами.
Дело в том, что в условиях отсутствующей или разрушенной экономики в целом ряде государств трудовая миграция для многих людей служит единственным каналом выживания.
Целью данной работы является рассмотрение социально-экономических аспектов миграционных процессов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Миграционная политика Японии
1) Васильева Т. А., Миграционные процессы как фактор развития законодательства о гражданстве в странах западной демократии — (Сравнительное правоведение).2008. — N 2 (март-апрель). — С. 82-93
2) Додонов В. Ю., Долговая проблема Японии: ретроспективный анализ факторов и тенденций // Проблемы Дальнего Востока. — 2017. — № 2. С. 38-45
3) Жилина Л. В., Что определяет рейтинг Японии? // Азия и Африка сегодня. 2018. № 1 (726). С. 41-48
4) Япония, открытая миру / Рук. проекта Молодякова Э. В. - M.: АИРО – XXI. 2017. – 308 с.
Социально-экономические аспекты миграционных процессов
1) Андреева Л. А., Религиозные конфликты как «фактор толчка» миграции из стран Тропической Африки в Европу // Восток. — 2020. — № 3. — С. 134-140
2) Андрюшенков В. А., Эпидемиологическая безопасность в призме незаконных миграционных процессов // Закон и право. — 2020. — № 4. — С. 82-90
3) Гринько С. Д., Взаимосвязь миграции и экстремизма // Закон и право. — 2020. — № 2. — С. 70-75
4) Сливкина В. А., Африканская миграция в Италию: мотивы, локальные этнические группы, процессы интеграции // Восток. — 2020. — № 4. — С. 102-110
5) For Good or Ill: Europe’s new arrivals will probably dent public fi nances but not wages // The Economist, January 23, 2016. URL: http://www.economist.com/news/fi nance-and-economics/21688938-europes-new-arrivals-will-probably-dent-public-finances-not-wages-good-or; Zetter R. Are Refugees Economic Burden or Benefi t ? // Forced Migration Review Online. URL: http://www.fmreview.org/preventing/zetter.html