Фрагмент для ознакомления
2
Основными органами государственного регулирования финансового рынка Финляндии являются: Министерство финансов (Suomen valtiovarain ministerio / Finans ministeriet), полномочия которого распространяются на законодательное регулирование финансового рынка (за исключением рынка страхования); Министерство социальных дел и здравоохранения (Suomen sosiaali - jaterveys ministeri / Social ochhalsovard ministeriet), законодательно регулирующее рынок страхования.
Два указанных министерства являются представителями ветви исполнительной власти страны (toimeenpanovaltaa), входят в состав Государственного совета Финляндии (Valtioneuvosto / Statsradet) и напрямую не связаны со следующими двумя органами государственной власти, действующими на финансовом рынке: Банк Финляндии (Suomen Pankki / Finlands Bank), основными функциями которого является проведение макропруденциального анализа всей финансовой системы страны и надзор над инфраструктурой финансового рынка; Орган Финансового Наблюдения (т.н. Financial Supervisory Authority FIN-FSA, Finanssipalvonta / Finansinspektionen), функциями которого является осуществление наблюдения за банками, страховыми компаниями и пенсионными фондами, а также контроль над макропруденциальным законодательством страны (данная функция передана органу с 2015 года).
Следует особенно отметить статус органа FIN-FSA: он является административной частью Банка Финляндии, однако обладает полной независимостью в принятии законодательных и прочих решений в рамках своей профессиональной деятельности.
Финансовая система Финляндии является централизованной, в нее включаются государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций. Особенностью финской системы является наличие большого количества небольших банков и иностранной собственности.
Государственный бюджет утверждается парламентом на каждый финансовый год и публикуется в «Собрании нормативных актов Финляндии». В государственный бюджет включаются оценки годовых доходов и ассигнования на годовые расходы, а также цели использования ассигнований и иные бюджетные обоснования.
Доходы бюджета формируются за счет налоговых поступлений. Основные расходы государственного бюджета Финляндии, направленные на социальную защиту населения, помощь местным бюджетам, образование, здравоохранение, культуру, охрану окружающей среды.
Банк Финляндии является центральным звеном финансовой системы страны, он отвечает за отслеживание состояния финансовой системы в целом. Работающее при Банке Финляндии Управление финансового надзора Финляндии (УФНФ) осуществляет надзор за отдельными участниками рынка – банками, страховыми и пенсионными компаниями. Эти учреждения тесно сотрудничают в области отслеживания влияния финансовых рынков на макроэкономическую ситуацию
Еще один орган государственных финансов – Министерство Финансов Финляндии, основной задачей которого является управление государственными финансами, что, в итоге, должно обеспечить эффективное развитие экономики. В центральное правительство включаются не только бюджетные учреждения, но и внебюджетные фонды (за исключением Государственного пенсионного фонда) и университеты.
Министерство разрабатывает годовой план бюджета, и, при необходимости, дополнительные бюджеты, а также устанавливает общие пределы расходов. Кроме того, Министерство контролирует исполнение бюджета и несет ответственность за управление государственными денежными запасами. Помимо этого, Министерство является ключевым игроком в уставных органах, созданных для регулирования финансовых отношений между центральной и местной властью. Также Министерство финансов Финляндии принимает участие в подготовке бюджета Европейского Союза, посредством участия в работе Совета ЕС.
В соответствии с Конституцией страны, местным властям гарантируется широкая автономия, у них есть возможность самостоятельно взимать налоги и управлять своими финансами. Кроме того, местные власти получают долю от налоговых поступлений корпоративного налога, а финансовые различия между муниципалитетами выравниваются с помощью системы трансфертов центрального правительства. Местные власти ответственны за предоставление государственных услуг, которые они могут предоставлять самостоятельно или совместно с другими муниципалитетами. Они включают услуги в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры.
Внебюджетные фонды включают фонды социального страхования и пенсионные фонды занятости, которые обеспечивают социальную защиту для населения.
Еще одно важное звено финансовой системы Финляндии – финансовые рынки. Эффективные финансовые рынки можно считать ключевым фактором экономического развития. Финансовые рынки Финляндии являются частью финансовых рынков Европейского Союза. Министерство финансов отвечает за обеспечение законодательной базы для работоспособных и стабильных финансовых рынков.
Основная функция финансовых рынков заключается в содействии движения финансовых потоков между экономическими операторами. В различных отраслях экономики и домашние хозяйства, и предприятия, могут выступать, как кредиторами, так и заемщиками. Также к финансовым операторам можно отнести банки (кредитные учреждения) и инвестиционные фирмы, а также различные учреждения, например, Федерацию финских финансовых услуг (Federation of Finnish Financial Services), Финскую ассоциацию диллеров ценных бумаг (the Finnish Association of Securities Dealers) и Финскую ассоциацию взаимных фондов (the Finnish Association of Mutual Funds), которые вносят свой вклад в развитие законодательной базы [5].
По состоянию на 1 января 2017 г. на территории Финляндии было зарегистрировано 314 финансово-кредитных учреждений, из которых 299 составляют банки, 14 – инвестиционные фонды. В течение последнего года количество финансово-кредитных учреждений сократилось на 12 единиц. Это было обусловлено слияниями и поглощениями в сфере кооперативных банков. Тенденция к укрупнению банковских структур наблюдается уже в течение нескольких последних лет и объясняется стремлением банков повысить свою конкурентоспособность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ефимушкин С.Н., Овсянникова А.Б., Кокуева Ж.М. Совершенствование национальной инновационной системы как основы экономического роста (опыт Финляндии) // Российское предпринимательство. - 2013 - № 6 (54). - c. 20-26.
2. Ильинский Я. Финляндия.. - М.: ОГИЗ-Соцэкгиз, 2016. - 212 с.
3. Мейнандер Х. История Финляндии - Henrik Meinander. Finlands historia. Linjer, strukturer, vändpunkter / Пер. со швед. З. Линден. - М.: Издательство «Весь Мир», 2015. - 248 с.
4. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика : учеб. пособие. М.: МФПА, 2016 – 484 с.
5. Соколов Ю. А., Организация денежно-кредитного регулирования. М.: Норма, 2015 – 388 с.
6. Финляндия Информационно-аналитический справочник http://www.rusfintrade.ru
7. Экономика Финляндии. История экономики Финляндии: статья, - http://www.gecont.ru