Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Лирика С. Есенина 1917 – 1925 гг.: лирический герой, образность, стилевые черты 4
Заключение 9
Список литературы 10
Фрагмент для ознакомления
2
1917-1925 гг. в творчестве С. Есенина можно назвать «имажинистским периодом». Существует несколько мнений о том, почему поэт стал имажинистом. В их числе случайность, ошибка, обман. «Из этих версий в итоге складывается миф о «страдательном» Есенине («загнанный», «дал себя затянуть», «затащили») и имажинистах – то ли хищниках, то ли паразитах («поглотили», «питались за счет его имени»)». Но, по мнению Лекманова и Сверлова, вступление Есенина в новую литературную группу было сознательным шагом, результатом точного расчета.
Для поэзии Есенина 1915-1917 гг. характерно усиление ранее только зарождавшихся мотивов бунта, развитие разбойных черт в облике лирического героя. Но главное изменение, пожалуй, заключается в том, что Есенин вводит в свои стихотворения стремительность, порыв.
В ранней лирике «стремиться было не к чему, потому что Бог и так присутствовал в нищих буднях деревни. Божественное в прежних стихах Есенина было всегда рядом, ощутимое в домашнем, родном…» .
В поэзии 1917-1921 гг. – поэт-пророк «нового завета». В поэзии 1922-начала 1924 гг. – поэт-скандалист и поэт-хулиган. И, наконец, в последний период творчества Есенина (середина 1924-1925 гг.) устанавливается его последняя репутация – «Пушкин XX века», получившая в науке о поэте статус едва ли не научного определения.
«Вместе с тем лирический герой Есенина остался созерцателем, тонко чувствующим и любящим природу родного края: «вижу лес и вечернее полымя», «голубеет небесный песок». Герой слышит, как «звенит придорожными травами от озер водяной ветерок». Но он признается, что «полюбил … тоской журавлиною на высокой горе монастырь». Перед нами предстает возвышенный образ героини-бедной странницы на фоне загадочного вечернего пейзажа» . Однако сам лирический герой отказывается от служения Богу, просит героиню молиться за его погибшую душу. Таким образом, герой еще раз признает исключительность своего жизненного пути и целью его выбирает жертвенное служение людям.
Важнейшее место в этом цикле занимает стихотворение «О Русь, взмахни крылами…». «В нем перед нами предстает «кудрявый и веселый, такой разбойный» лирический герой, который провозглашает приход иных времен, который не боится вести спор «даже с тайной бога» . Он сшибает камнем месяц, бросает в небо нож – это воинственный герой, который ставит себя в авангард нового поэтического движения. Поэты нового времени вяжут книги из трав и несут звездный шум
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Горшкова, Т. Д. Судьба и лира Есенина: литературная композиция о жизни и творчестве С. Есенина / Т. Д. Горшкова. - 2018.- С. 70 - 78.
2. Жамашева, Н. С. Основные мотивы лирики С. А. Есенина / Н. С. Жамашева, Т. А.Сулейманова // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2017. - № 2 (35). - С. 21-25.
3. Летопись жизни и творчества С. А. Есенина : в 5 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН; основатель проекта Ю. Л. Прокушев ; главный редактор Н. И. Шубникова-Гусева; редколлегия Е. Н. Астахова [и др.]. - Москва : ИМЛИ РАН, 2019. – Т. 5. – 56 с.
4. Сегень, А. Есенин : Повесть / А. Сегень // Наш современник. – 2018. - № 7. - С. 7-44.
5. Скороходов, М. В. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха : (к 120-летию со дня рождения) : по итогам международного научного симпозиума / М. В. Скороходов // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). – 2016. - № 2 (март). - С. 108-120.
6. Филатова, О. А. Христианские мотивы и образы ранней поэзии С. Есенина / О. А. Филатова // Русская речь. – 2019. - № 4. - С.34-40.