Фрагмент для ознакомления
2
Развитие детей с нарушениями слуха совершается в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно.
Трудности, которые в общении с окружающими испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств. У глухих школьников вследствие нарушения слуха затруднены нормальные взаимоотношения с окружающими, наблюдается ограниченность представлений, понятий. Недоразвитие словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов, что сказывается на уровне социальной адаптации и реабилитации. Коррекционно-восстановительная работа пронизывает весь педагогический процесс школы для детей с нарушением слуха.
В целях преодоления низкой активности и самостоятельности глухих предлагается изменить характер учебного процесса, значительно повысив активность глухих детей в получении новых знаний и их применении в практической деятельности. Существенные изменения в характер учебного процесса вносит наглядно-практическая деятельность.
Она создает благоприятные условия для развития мыслительной активности учеников. Участвуя в создании макетов, наблюдая за объектами, растениями, создавая пред меты из бумаги, плacтилинa, дepeвa, вычеpчивaя плaны и таблицы, иллюстрируя прочитанный текст, вычисляя и измеряя площади, ученики активно овладевают знаниями, сравнивают анализируют, обобщают.
В условиях различной деятельности, применяемой на уроках, развивается познавательная активность глухих, создаются новые формы учебной деятельности, изменяется соотношение методов, повышается роль учителя, деятельность которого становится более творческой.
Проблема активизации познавательной деятельности решается в педагогике в нескольких направлениях: совершенствование организационных форм обучения, развитие активности учащихся при получении новых знаний, более широкое применение самостоятельных работ на различных этапах урока, использование современных технических средств, усовершенствование методов и приемов руководства учебным процессом, развитие познавательных интересов к изучаемым учебным предметам.
Принцип коррекционной направленности обучения предполагает определённое содержание коррекционной работы. Работа в классах для детей с нарушениями слуха с особой остротой ставит перед учителем проблему активизации познавательной деятельности учащихся.
Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы: Сборник материалов.- Великий Новгород: НРЦРО,2013. - 80 с.
2. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2020. - 371 с.
3. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М.: Педагогика, 2015. - 290 с.