Фрагмент для ознакомления
2
Всем известно, что древнегреческое слово "философия" в дословном переводе — значит «любовь к мудрости». И именно тогда, с древнейших времен, с античности, человек сталкивается с разнообразными толкованиями понятия «мудрость». Согласно определению А.Ф. Лосева, под мудростью следует понимать "всякую осмысленную деятельность, умение, сноровку и вообще любого рода целесообразную деятельность". Одновременно с этим, мудрость, по замечаниям того же автора, определяется как некая гибкость ума, или, иными словами, - хитрость: «София противопоставлялась неучености и глупости и отождествлялась либо с практической мудростью, либо даже с хитроумием».
Гераклит считал мудрость голосом истины и действием в соответствии с природой, т.е. согласно тем или иным всеобщим законам, которые лежат вне субъекта.
Сократ расширяет вышеперечисленные характеристики мудрости пониманием ее как целостности (иначе, гармоничности) ума. Кроме того, "сократовская София имеет ближайшее отношение к добродетели вообще, вернее же, к целесообразной практической деятельности вообще". Таким образом, в мудрости соединяются практическая и мыслительная деятельности. Одновременно с этим, по Сократу, мудрость есть еще и владение поэзией, художественным словом. Платон видит олицетворение мудрости в смысловой структуре Космоса, определяющей всю духовную деятельность человека.
Аристотель считает мудростью особого рода знание: "Мудрый тот, кто не только знает сущность вещи и факт существования этой сущности, но еще знает также и причину вещи, и ее цель". Позже в античности к свойствам мудрости относят также знание критериев оценки поступков человека и его добродетельности. Согласно Сенеке, мудрость - это знание о сущности и причинах добра и зла. Кроме того, мудрость - это еще и познание Бога, и некое сознание, которое выходит за рамки рационального.
С другой стороны, ум (от лат. Intellectus — разумение, понимание, познание, рассудок) — это особенная функция психической деятельности, которая присуща людям; способность к получению, хранению, преобразованию, и передаче информации. Ум также отражает способность рационально обосновывать принятые решения, ставить цели и достигать их, проводить адекватную оценку окружающей обстановки. Согласно определению, которое дано в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, ум – «это способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни, высокое развитие интеллекта».
Как соотносятся понятия «ум» и «мудрость»? Являются ли они взаимозаменяемыми синонимами, или наоборот, вступают в противоречие? Может ли человек быть умным и мудрым одновременно, являются ли эти характеристики дополняющими друг друга? Или, возможно, одна из этих характеристик полностью исключает другую?
Это сложные вопросы, на которые не всегда можно дать однозначный ответ. Почти все ученые, которые пишут об интеллекте или мудрости, предлагают определения этих терминов, которые не совпадают друг с другом. Это связано с тем, что, подобно другим сложным явлениям, которые имеют долгую историю интерпретации в разных культурах, ум и мудрость лучше воспринимаются как концепции, которые нужно глубоко изучить и понять. Каждый термин несет в себе широкий диапазон значений, из которого психологи или философы будут выбирать основные элементы для обсуждения или изучения. То, что побуждает их придумать определение, заключается в том, что они должны объяснить, что они подразумевают под терминами, которые они используют.
Люди говорят о детях как о умных, а не о мудрых. Одновременно с этим, о пожилых людях принято говорить, как о мудрых, а не о умных, хотя нет оснований, почему в обоих случаях обратное не может быть правдой. Это говорит о том, что мудрость воспринимается как действие на основе прошлого опыта, а не просто как врожденная способность решать проблемы.
Показать больше