Фрагмент для ознакомления
2
Фонетические законы (звуковые законы) - это законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как стабильным сохранением, так и регулярной сменой его звуковых единиц, их чередованием и сочетаниями.
1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть [rpyc'т'], подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п. [8].
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в'иес'ти - в'иес'т'и] (везти - вести), [фп'ьр'ием'ешку - фп'ьр'ием'ешку] (вперемежку - вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд'елу] (к делу), [зд'елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).
3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Березин, Ф.М. Хрестоматия по истории русского языкознания. - М.: Высшая школа, 2018. - 504 с.
2. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. – М.: Глобол, 2018.– 391 с
3. Власенков, А.И Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. Фонетика и графика, словообразование, части речи – М.: Просвещение, 2017 – 192 c.
4. Галинская, Е.А. Историческая грамматика русского языка. Фонетика. Морфология – М.: Ленанд, 2019. – 416 c.
5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи: учеб. пособие. - М.: Академия, 2017. - 576 с.
6. Кодзасов С. В. Общая фонетика: учеб.: рек. УМО. - М. : Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2021. - 592 с.
7. Малышева Е.Г. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия: учебное пособие.- Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2019.- 172 c
8. Нелюбин, Л.Л. История науки о языке: учебник. – М.: Флинта: Наука, 2021. – 376 с
9. Путилина Л.В. Фонетическая организация французского речевого этикета: монография. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019.- 148 c
10. Трубецкой, Н.С. Основы фонологии. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 352 c.