Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена постоянно возрастающей ролью таможенных платежей в формировании федерального бюджета. Вместе с тем тема представляет интерес ещё и потому, что налоги, будучи составной частью таможенных платежей, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, имеют различные правовые особенности, установленные национальными законодательствами государств, образовавших Союз. Соответственно, возникают условия, позволяющие участникам ВЭД использовать эти различия в свою пользу, а не в пользу государств, на территории которых они могут свободно обращаться.
Предмет исследования - таможенные платежи.
Цель исследования - изучить роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета.
При написании данной работы использовались методы научного исследования и сравнений.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
1. Понятие налога, сбора и пошлины. Налоговые и неналоговые платежи
В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. Определения данных платежей содержатся в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ)1.
В п. 1 ст. 8 НК РФ дано следующее определение налога: это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
В п. 2 ст. 8 НК РФ дано следующее определение сбора: это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Понятие пошлины раскрывается через понятие сбора, т.к. уплата пошлины служит одним из основных условий совершения значимых юридически действий в отношении физического или юридического лица.
Так как уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государств ЕАЭС, то неуплата, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей влечёт применение в зависимости от размера административной или уголовной ответственности.
Таможенные платежи могут быть дифференцированы как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них можно выделить налоги (НДС и акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные пошлины, таможенные сборы). Порядок и правила уплаты таможенных платежей, включая налоги, зависит не только от вида таможенной процедуры, под которую помещается товар, но и от направления перемещения товаров через таможенную границу Союза .
Итак, налоги в системе таможенных платежей представлены двумя видами (ст. 46 ТК ЕАЭС):
1. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
2. Акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) является косвенным налогом, включается в стоимость облагаемых товаров и увеличивает их цену товаров на потребительском рынке. НДС относится к группе универсальных налогов, так как облагаются иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию, так и все товары, производимые и продаваемые на внутреннем рынке .
Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом. С 2001 г. этот налог полностью поступает в федеральный бюджет. НДС – это стабильный и регулярный источник доходов, уклониться от его уплаты которого сложно для плательщика .
На долю НДС в целом приходится более 20% доходов консолидированного бюджета РФ и более 30% доходов федерального бюджета, что говорит об особой значимости данного налога для российского государства. Около трети совокупных поступлений налога на добавленную стоимость формирует НДС от осуществления внешнеэкономической деятельности.
Акциз – разновидность косвенных налогов на импортные товары, включаемый в цену изделия или тариф, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничен определёнными их видами и группами.
Акциз – старейшая форма разновидности косвенного налогообложения. Установление акцизов относится к компетенции законодательных органов государства. Устанавливается в одностороннем порядке, без заключения договора, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Акцизы обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Этот косвенный налог взимается при совершении операции с подакцизными товарами, признаваемые в соответствии с налоговым законодательством стран ЕАЭС. Акцизами облагаются подакцизные товары, ввозимые на таможенную территорию Союза.
Акциз на импорт из третьих стран имеет ярко выраженный регулирующий характер. При низких ставках акцизов на импорт создаются выгодные условия для ввоза товаров из-за границы, при высоких ставках по сравнению с национальными и мировыми ценами – ограничивается допуск на отечественный рынок иностранных подакцизных товаров. При ставке акциза на импорт, превышающий ставки налогообложения товаров национального производства, создаются равные условия для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке.
Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Они выступают средством ограничения подакцизных товаров, например табачной и алкогольной продукции, а также регулирования спроса и предложения на них.
Чем отличается акциз от НДС:
1. НДС облагается часть стоимости продукции, акцизом – вся стоимость, даже материальные затраты;
2. Акцизы действуют в производственной сфере, НДС уплачивается и появляется на всех стадиях обращения и производства товаров, но на товары, которые импортируются на территорию таможенного союза, акцизы выплачивают физические и юридические лица, которые занимались закупкой данной продукции;
3. Список подакцизных товаров ограничен.
Таможенные платежи, включая представленные выше налоги, являются федеральными доходами, уплачиваемые во все статьи бюджета Российской Федерации . Налоги – это обязательные плaтeжи юридических и физических лиц, поступающие гocудapcтву в уcтaнoвлeнныx законом размерах и в определённые сроки. При этом решаются 3 основные задачи :
a) фискальная;
б) распределительная;
в) стимулирующая.
Фискальная функция реализуется посредством сбора таможенных платежей, включая налоги, в государственный бюджет. Выполняя фискальную функцию, налоги аккумулируют часть национального дохода для осуществления государством cвоиxважнейших функций, а именно:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : [(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11.04.2017, вступил в силу с 1 января 2018 г.)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : [подписан в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.11.2018 №452-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.11.2018 №452-ФЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
5. Абусуфянова З.Т. Таможенные платежи: учебное пособие. Махачкала: АЛЕФ, «ДГТУ», 2019.
6. Аверьянов, В.П. Таможенные платежи и таможенные процедуры [Текст]/ В.П. Аверьянов.- Новосибирск, 2017.- 241 с.
7. Алексеев, Л.А. Внешнеэкономическая деятельность и ее регулирование [Текст]: проблемный курс/ Л..А. Алексеев.- М.: Проспект, 2017. – 375 с.
8. Астраханцев, А.Н. Применение таможенных платежей в ЕАЭС [Текст]/ А.Н. Астраханцев// Журнал новой экономической ассоциации.- 2018.- №2.- С.112-117.
9. Галаева, З.А. Виды таможенных платежей [Текст]/ З.А. Галаева// Международный социально-экономический журнал.- 2018.- №1.- С.53-59.
10. Головко, П.И. Таможенное законодательство Европейского союза [Текст]/ П.И. Головко// Европейский вектор экономического развития.- 2018.- №4.- С.84-92.
11. Швецов, А.Д. Взыскание таможенных пошлин [Текст]/ А.Д. Швецов// Экономика и предпринимательство.- 2017.- №8.- С.12-25.
12. Ягудин, П.С. Таможенное право [Текст]: учебное пособие/ П.С. Ягудин.- М.: ИНФРА-М, 2017.- 352 с.
13. Официальный сайт «Федеральная таможенная служба» Режим доступа [www.customs.ru]