Фрагмент для ознакомления
2
Особенности принятия управленческих решений
Принятие управленческих решений в организации является частью работы руководителя. Исследование функций руководителя, того, что он реально делает, показало, что он решает три группы задач: поддержание межличностных отношений, создание и функционирование информационной сети, а также принятие решений (Таблица 1).
Таблица 1 - Функции руководителя по Г. Минцбергу
Поддержание межличностных отношений Информационная роль Принятие решения
1. Представительство. Выполнение церемониальных функций, связанных с ролью руководителя.
2. Лидерство. Руководитель ответственен за результат деятельности организации, подразделения. Он обязан осуществлять наём, обучение, мотивацию персонала.
3. Создание неформальной коммуникационной сети. 1. Мониторинг (доверительные беседы, создание наиболее полной базы данных, сбор опережающей информации).
2. Распределение информации среди подчинённых в необходимых случаях.
3. Предоставление информации от имени организации третьим лицам. 1. Предпринимательство, приспособление организации к изменяющейся внешней среде.
2. Кризисное управление, реакция на давление сил, находящихся вне контроля менеджера
3. Распределение ресурсов.
4. Ведение переговоров от имени организации.
Основную нагрузку по принятию управленческих решений в организации несут руководители. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, достижение поставленных организационных целей. В отличие от решений в частной жизни, деловые решения затрагивают значительно больший круг людей и имеют более серьёзные последствия [3].
Принятие руководителем того или иного решения всег¬да представляет собой определенные трудности. Это связано и с от-ветственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределен¬ностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.
Принятие решений в организации характеризуется тем, что эта деятельность:
осуществляется сознательно и целенаправленно;
в основном носит рациональный характер, основывается на фактах и ценностных ориентирах;
осуществляется в процессе взаимодействия членов организации;
происходит в рамках определённого социального и политического состояния организационной среды;
представляет собой часть общего процесса управления;
является неизбежной частью ежедневной работы менеджера.
Управленческие решения в организации могут приниматься единолично или коллегиально. Предпочтение какому-либо стилю принятия управленческих решений зависит от национальных традиций и корпоративной культуры. Например, американская деловая культура делает акцент на создание специализированных рабочих мест, а в Японии рабочей единицей является группа. Соответственно, в американских компаниях стараются наделять менеджеров достаточными полномочиями для самостоятельных действий, а традиционные японские методы опираются на достижение консенсуса [1].
Однако, и в случае единоличного принятия решений, и, тем более, коллективного принятие управленческих решений в организациях зачастую требует значительных усилий, является очень трудоёмким делом. Обычно в этом процессе участвуют как отдельные сотрудники, так и целые группы работников, выполняющих различные функции.
В управленческой команде, принимающей решение, выделяют следующие роли: владелец проблемы, ЛПР, активная группа, эксперт, аналитик.
Владелец проблемы – работник, который или в силу своих служебных обязанностей или в соответствии с культурными нормами организации должен решать данную проблему и нести за это ответственность. Набор проблем, за которые отвечает работник, определяют его статус в организации. Успешность решения проблем прямо влияет на положение работника в компании, его карьеру в ней. Особенность принятия управленческих решений в организации заключается в том, что владелец проблемы может обязать решить проблему или делегировать право принятия решения другому лицу, как правило, своему подчинённому. При этом руководитель делегирует и часть других своих полномочий. Если решение возлагается на неформального лидера, то возникают дополнительные отношения между ним и руководителем по поводу распределения и использования властных полномочий.
Ключевую роль в принятии управленческих решений играет ЛПР (лицо, принимающее решение) – индивид или группа лиц, которые делают реальный выбор и несут за него ответственность.
На практике возможны три варианта соотношения лиц, выполняющих роль владельца проблемы и ЛПР:
обе роли исполняет одно и то же лицо,
владелец проблемы входит в состав группы, принимающей решение,
владелец проблемы и ЛПР – разные лица.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балдин, К. В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. — М.: Дашков и Ко, 2019. — 496 c.
2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., — 6-е изд., перераб. и доп — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 450 с.
3. Гасанов А.З. Разработка управленческих решений – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2019. – 108 с
4. Зуб, А. Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика / А.Т. Зуб. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 400 c.
5. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2011. – 146 с.
6. Ломакин, А. Л. Управленческие решения / А.Л. Ломакин, В.П. Буров, В.А. Морошкин. — М.: Форум, 2017. — 176 c.
7. Пирогова, Е. В. Управленческие решения: учебное пособие / Е. В. Пирогова. , 2017. – 176 с.
8. Постников, В. М. Методы принятия решений в системах организационного управления. Учебное пособие / В.М. Постников, В.М. Черненький. — Москва: Мир, 2018. — 208 c.
9. Пужаев А.В. Управленческие решения. – СПб.: МБИ, 2004. – 152 с.
10. Цыпленкова М В. Основы менеджмента: Учебное пособие / М.В. Цыпленкова, И.В. Моисеенко, Н.В.Гуремина, Ю.А.Бондарь. – М.: Академия естествознания, 2018. – 540 с.