Фрагмент для ознакомления
2
Стиляги, появившиеся в конце 40-х годов, сразу же были замечены советским обществом. Отношение к ним было негативное. Вот как вспоминает об этом В. Славкин в своей книге: «На первых порах протест стиляг был чисто биологический – протест молодого организма против старого рутинного окружения. Нормально… На Западе боролись с ним на эстетическом уровне, в наших же ребятах увидели врагов политических. Недаром установочный фельетон Д. Беляева «Стиляга» появился в том номере журнала «Крокодил», где открывалась правительственная кампания против безродных космополитов» [25].
В 1950-е образ стиляги встречался не только в журналах, газетах, иллюстрациях, в художественных произведениях, но и в кино. В советском кинематографе стиляга показан по-разному: он может быть главным героем картины или второстепенным персонажем. Так, в короткометражных фильмах «Секрет красоты» (1955) и «Иностранцы» (1961) стиляга является центром картины, одним из главных действующих лиц. Сюжеты картин схожи тем, что в них стиляга попадает в нелепую, абсурдную ситуацию. В «Секрете красоты» главный герой Эдик (имя на иностранный манер) оказывается на экзамене в парикмахерской и, помогая своей девушке, он остается без своей стильной прически. В этом короткометражном фильме высмеиваются стиляга и его девушка – чувиха (Мэри), которая, как и он, не способна к труду.
В кино-фельетоне «Иностранцы» 1961 года действие происходит в обычной московской квартире, где просыпается стиляга Жорж. Утро его начинается с энергичного джаза и стопки коньяка. Мама Жоры очень похожа на самого сына, пытается подражать ему в его стиляжничестве. Он приглашает домой иностранца, который ему и его друзьям рассказывает о западной моде: это и нелепые прически, абсурдные танцы, в которых герои напоминают обезьян. Сами позы стиляг напоминают этих животных. На стене героя висит игрушка – обезьянка, что дает прямую отсылку к этому образу. Сам иностранец оказывается в конце журналистом из газеты «Комсомольская правда», который обманывает друзей, ставит их в комичное положение, публикует их снимки в газете. Этот кино-фельетон вбирает в себя все стереотипные представления о стилягах.
В картинах «Сверстницы» (1959 года), «Медовый месяц» (1956 года), «Повесть о первой любви» (1957 года) стиляга является второстепенным, но очень выразительным персонажем. Например, в фильме «Медовый месяц» 1956 года девушка, одетая по последней моде, танцует необычные танцы с молодым человеком, напоминающем стилягу. Окружающие комментируют их танец так: «В 1911 году я видел нечто подобное в Африке». Также показываются танцы и в фильме «Повесть о первой любви». Эпизод и сравнение очень напоминают фельетон Беляева.
В картине «Сверстницы» три главных героини выбирают разные пути после окончания школы. Одна из них попадает в компанию безработных стиляг, оказывается на обочине, на периферии жизни – не поступает в институт, не устраивается на работу. Спасает героиню то, что в конце концов она устраивается работать на завод – повернувшись лицом к «правильной» жизни, она сама высмеивает своих бывших «друзей». Стиляга, который мельком показан в фильме, стереотипен и легко узнаваем. Его внешний вид указывают на принадлежность к этой субкультуре: разноцветные носки, яркий платок, как потом оказывается, взятый у мамы (в этом ирония создателей фильма). Герой, определенным образом себя ведет (как стиляга, по мнению советской пропаганды) – не работает, прожигает жизнь, пьянствует. При этом в фильме «разбросаны» детали, которые подчеркивают враждебность культуры стиляг советскому строю – обличительные плакаты на стене, на барабанах музыкантов написано: «Джаз – яд». Несмотря на то, что картина по жанру относится к социальной драме, стиляги не вызывают сочувствия, а наоборот показаны как неприятные персонажи, которые сами виноваты в своем социальном положении. При этом главный акцент создатели фильма делают на их антисоциальном поведении.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Литвинов Г. Стиляги как это было. СПб: Амфора, 2009. С. 28.
2. Там же. С. 26.
3. Там же. С. 62
4. Литвинов Г. Стиляги как это было. СПб: Амфора, 2009. С.50.
5. Там же. С.52.
6. Рот-Ай К. «Кто на пьедестале, а кто в толпе? Стиляги и идея советской «молодежной культуры» в эпоху оттепели»// Неприкосновенный запас 2004. № 4(36). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/ra4.html
7. Гердер И. Г. Познание самих себя, наше понятие о том, что значит быть человеком (как в качестве индивидов, так и в качестве членов группы), играет определенную роль в формировании нашего знания обо всем остальном URL: https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/602539/
8. Национальная психологическая энциклопедия URL: https://vocabulary.ru/termin/kultura.html
9. Колесников А. А. Лингвистические особенности языка хип-хоп культуры URL: http://www.avtoref.mgou.ru/new/d212.155.04/Kolesnikov/diss.pdf
10. Там же.
11. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры URL: http://nashaucheba.ru/v29973/омельченко_е._молодежные_культуры_и_субкультуры
12. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность, 1945- 1953. М.: РАН. Ин-т. Рос. Истории, 2000. С.150.
13. Там же. С.138.
14.Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность, 1945- 1953. М.: РАН. Ин-т Рос. Истории, 2000. С.152.
15. Рот-Ай К. «Кто на пьедестале, а кто в толпе? Стиляги и идея советской «молодежной культуры» в эпоху оттепели»// Неприкосновенный запас 2004. № 4(36). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/ra4.html
16. Там же
17. Рот-Ай К. «Кто на пьедестале, а кто в толпе? Стиляги и идея советской «молодежной культуры» в эпоху оттепели»// Неприкосновенный запас 2004. № 4(36). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/ra4.html
18. Там же.
19. Ципурский Г.В. «Комсомолу приходится объявить беспощадную и решительную войну против всех видов стиляг…» . Новейшая история России, 2013. – №3.
20. Ципурский Г.В. «Комсомолу приходится объявить беспощадную и решительную войну против всех видов стиляг…». Новейшая история России, 2013. – №3. С. 52
21. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры URL: http://nashaucheba.ru/v29973/омельченко_е._молодежные_культуры_и_субкул ьтуры
22. Вайнштейн, О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
23. Вайнштейн, О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 316
24. Рот-Ай К. «Кто на пьедестале, а кто в толпе? Стиляги и идея советской «молодежной культуры» в эпоху оттепели»// Неприкосновенный запас 2004. № 4(36). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/ra4.html
25. Славкин В.И. Памятник неизвестному стиляге. М.: Артист. Театр. Режиссер, 1996. С. 8.
26. Адамов А.Г. Дело пестрых URL: https://www.litmir.me/br/?b=47573&p=1
27. Литвинов Г. Стиляги как это было. СПб: Амфора. 2009, С.295.
28. Там же. С.295.
29. Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск, 2008. С.112. 102 Литвинов Г. Стиляги как это было. СПб: Амфора, 2009. С.294.
30. Литвинов Г. Стиляги как это было. СПб.2009, С.296
31. Литвинов Г. Стиляги как это было. СПб. 2009, С.299.
32. Там же.