Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день Вениамина Каверина воспринимают часто как полузабытого писателя советского времени. Тем не менее, экранизации его романа «Два капитана» 1955 года (режиссер – В. Венгеров) и 1976 года (режиссер – Е. Карелов) являются до сих пор популярной. В советское время «Два капитана» перевелась на 10 языков, переиздавалась несколько сотен раз. Все вышеназванное говорит о том, что интерес читателей к произведению сохраняется.
Современное литературоведение также стало проявлять, с некоторых пор, интерес к творчеству В. А. Каверина. При этом на сегодняшний день существует несколько диссертаций и монографий на эту тему.
Исследователями [3] изучалась структура образов в произведениях писателя, отношение В. Каверина к своим героям, изучалась роль документов в произведениях писателя. Но в вышеперечисленных трудах «Два капитана» не анализируется. В основном, речь идет о более поздних произведениях («Перед зеркалом», «Открытая книга»). И актуальность данной работы связана с отсутствием исследований жанровой специфики романа «Два капитана».
Целью данной работы является рассмотрение жанровых моделей, развернутых в романе В. Каверина «Два капитана» и определяющих его жанровую специфику.
Основная часть
Тема создания произведения, в котором бы отображалась жизнь советского человека, возникла у В.А. Каверина еще в 1936 году. Произведение было закончено в 1944 ujle. Первый том был опубликован в 1938 году в детском литературном журнале «Костер».
Изначально произведение было отнесено к жанру повести. Но после того, как вышел второй том, «Два капитана» стал романом.
Пересмотр жанра «Двух капитанов» был связан с тем, что в литературоведении повесть является эпическим жанром, занимающим промежуточное положение между романом и рассказом. Второй том «Двух капитанов» увеличил охват событий, ввел новых героев, была расширена структура образов. Поэтому произведение переименовалось в роман, поскольку повесть уже не соответствовала признакам по содержанию [8, с. 218].
Роману «Два капитана» принадлежит особое место в советской литературе. Рассматриваемый роман – попытка автора сконструировать новую романную форму, которая, будучи основанной на образцах мировой литературы, принимала бы во внимание и советскую действительность. Необходимо было создать концепцию человека, который воспитывался в условиях нового мира.
Художественный метод, используемый в романе, оказывает влияние на происходящее в самом произведении. При помощи оценки автор формирует определенную ценностную систему. Художественный метод позволяет трансформировать жизненную реальность в художественно-образную [1].
Когда роман публиковался, его метод назывался «социалистическим реализмом». Более того, многие исследователи и сейчас видят «Два капитана» соцреалистическим произведением. Под социалистическим реализмом следует понимать концепцию мира и человека, которая обусловлена борьбой за формирование социалистического общества. Поэтому роману принадлежало лидирующее место на советском литературном пространстве.
К. Кларк полагает, что «Два капитана» можно называть романом исследований и открытий, т.к. это «соцреалистическое произведение, пользовавшееся невероятным успехом». Например, возвращение главного героя в Москву – это одна из обычных сюжетных линий соцреалистического произведения. Москва в «Двух капитанах» является отражением темы выживания в чужом городе, переоценки ценностей мальчишек, которые остались одни в сложной ситуации [6, с. 119].
В романе присутствует еще одна установка, связанная с экзотизмом, которая достигается переносом действий романа из города, с его ограничениями и условностями, на периферию, что сводит к минимуму присутствие скуки.
Путешествия главных героев на Север – это и есть выход за границы «скучного» мира. Кроме того, в «Двух капитанах» работает прием сокрытия определенной информации о светской власти. Север, например, в понимании К. Кларк, является не просто землей, которую нужно использовать, но и место лагерей, где заключенные, хоть и отбывали наказание за «колючей проволокой», зачастую считали себя более свободными от условностей, нежели люди, которые жили на воле и следовали различным требованиям общества и советской власти [6, с. 121].
В. Каверин относился к «Серапионовым братьям», а они тяготели к западной литературе, в которой есть, кроме волшебной сказки, такие жанры как географический роман приключений и роман тайн. Но в основе всех перечисленных моделей лежит представление о двух мирах [4, с. 181]:
– в волшебной сказке – это мир живых и мир мертвых (они имеют разный онтологический статус);
– в приключенческом романе – свой мир и чужой мир (они разделены пространственно и ментально);
– в романе тайн всегда надо что-то поискать, но не прямо сейчас, читателю дается отсрочка, время на поиск главного, что автор хочет показать в своем художественном тексте.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агейкина, И. Н. Журнальная рецепция романа В. А. Каверина «Два капитана» / И. Н. Агейкина // Киберленинка. Научный портал. – 2011. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalnaya-retseptsiya-romana-v-a-kaverina-dva-kapitana-1/viewer (Дата обращения: 27.03.2022).
2. Высоцкая, Т. «Два капитана» и преемственность трех эпох / Т. Высоцкая // Русская idea. Сайт консервативной политической мысли. – 2018. – [Электронный ресурс] https://politconservatism.ru/blogs/dva-kapitana-i-preemstvennost-treh-epoh (Дата обращения: 26.03.2022).
3. Два романа Вениамина Каверина: об истории создания «Двух капитанов» и «Открытой книги» // LiveLib. Литературный портал. – 2021. – [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/articles/post/79132-dva-romana-veniamina-kaverina-ob-istorii-sozdaniya-dvuh-kapitanov-i-otkrytoj-knigi (Дата обращения: 26.03.2022).
4. Дубровина, Н. В. Социалистический реализм: метод и стиль / Н. В. Дубровина // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 7. – С. 181–185.
5. Каверин, В. А. Два капитана / В. А. Каверин. – М.: ACT, 2012. – 624 с.
6. Кларк, К. Советский роман: история как ритуал / К. Кларк. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. – 262 с.
7. Мазанаев, Ш. А. Повесть в системе эпических жанров: теоретический аспект / Ш. А. Мазанаев, Э. Н. Ширшанова // Вестник Дагестанского научного центра. – 2002. – № 46. – С. 111–114.
8. Шикина, А. Н. Культурфилософия романтизма / А. Н. Шикина // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 218–221.
9. Шкловский, В. Б. Новелла и «Роман тайн» / В. Б. Шкловский // ВикиЧтение. – 2020. – [Электронный ресурс] https://lit.wikireading.ru/55339 (Дата обращения: 18.04.2022).