Фрагмент для ознакомления
2
Выдающиеся труды ученых Выготского Льва Семеновича и Алексея Николаевича Леонтьева входят в золотой фонд мировой психологии и психолингвистики. Труды В.Л. Выготского до сих пор имеют важнейшее значение в плане научных исследований проблем внутренней речи. В своей работе «Психолингвистика. Теория речевой деятельности» он писал о том, чем внутренняя речь субъектов отличается от внешней. Это определяется функциональным назначением внутренней речи, поскольку внутренняя речь – есть речь для себя. Внешняя речь – это речь для других [1].
Л.С. Выготский пришёл к выводу, что отличие внутренней речи от внешней, достаточно большое. Это заложено в самой природе внутренней речи. Внутренняя речь противоположна внешней, поскольку при внешней речи идёт процесс превращения мысли в слово, а при внутренней речи идёт процесс испарения речи в мысль. Л.С. Выготский отрицал тождество мышления и речи. Он всегда подчёркивал, что речь не есть зеркальное отражение мысли. Мысль, превращаясь в речь, видоизменяется и кардинально перестраивается. Именно внутренняя речь является живым процессом рождения мысли в слове. Он отрицал упрощенное идеалистическое понимание внутренней речи. Практической реализацией его подхода явилась разработанная им теория происхождения и развития внутренней речи. Первоначальный этап развития внутренней речи наиболее активно происходит у ребёнка – дошкольника. Ребёнок, часто играя, разговаривает сам с собой вслух. Ребёнок с младенчества приобретает способность подчинять свои действия речевой инструкции взрослого. Речь матери и действия ребёнка объединяются [2].
Л.С. Выготский писал, что внутренняя речь – это молчаливая и немая речь. Это и есть её основное отличие. Рассматриваемая форма речи не является аккомпанементом, а имеет самостоятельную функцию. Это служит целям умственной ориентировки, мышления и соображения, а в целом – обслуживает мышление ребёнка. Внутренняя речь формируется значительно позже, чем внешняя речь. Формируется внутренняя речь достаточно сложно
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл. - Эксмо, 2005. - 1136 с.
2. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
3. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2007. – 214 с.
4. Леонтьев, А.Н. Общее понятие о деятельности [Текст] / А.Н. Леонтьев. -Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 5-20.
5. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Электронный ресурс]/http://www.syntone- pb.ru/library/books/content/5004.html?current_book_page=4 (дата обращения 31.03.22).
6. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Электронный ресурс] / https://studopedia.ru/15_134207_psiholingvistika-teoriya-rechevoy-deyatelnosti.html (дата обращения 31.03.22).