Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что традиционная информационная образовательная парадигма, основанная на передаче готового знания, не учитывает и не может противостоять, тем более способствовать преодолению переживаемого глобального кризиса цивилизационного развития в эпоху современности. Традиционная парадигма базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специалиста, способного к творческой деятельности, готового к плюрализму позиций и мнений, стремящегося постоянно повышать уровень своего образования.
Образование, являясь одним из важнейших социальных институтов человеческого общества, приковывает к себе внимание не только ученых-социологов, но и высшее политическое руководство государств. Прежде всего, необходимо отметить громадный размер этой системы, включающей в себя учителей, учеников и их родителей. Сквозь систему профессионального образования (начального, среднего и высшего) проходит значительная часть населения всякой страны. Система образования – это уникальный социальный институт. Его уникальность определяется тем, что он призван развивать и приумножать социальный капитал – неисчерпаемый ресурс, источник ничем не ограниченного развития.
«Система образования – это система проектирования и воспроизводства социального будущего» .
Целью данной работы является рассмотрение концепции опережающего образования в цифровую эпоху.
1 Концепция опережающего отражения академика П. К. Анохина
Теория опережающего отражения действительности представляет собой итог научной деятельности П. К. Анохина, который был реализован им для понимания жизненной активности организма. Факторы внешней среды, воздействуя на организм, повторяются систематически в течение конкретного промежутка времени. Эти раздражители инициируют в протоплазме живого существа ряд химических реакций.
Протоплазма отражает в микроинтервалах времени последовательность событий внешнего мира, которые по самой своей природе развертываются в макроинтервалах времени.
Достаточным является появление первого фактора, который приводит к активности всей последовательности химических реакций. Скорость химических реакций протоплазмы дает опережение организмом разворачивания внешних воздействий. Данное свойство П. К. Анохин описывал как живой универсальный и единственно возможный путь адаптации организма к окружающей среде.
Эволюция животного мира демонстрирует развитие данной закономерности. П. К. Анохин
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Анохин П. К. Опережающее отражение действительности / П. К Анохин //Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. — Москва : Наука, 1978. — С. 7—26.
2) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
3) Клячко, Т. П. Образование в России и мире: основные тенденции / Т. П. Клячко // Образовательная политика. — 2020. — No 1 (81). — С. 26-40.
4) Новиков П. Н. Опережающее профессиональное образование / П. Н. Новиков, В. М. Зуев. — Москва : Российская государственная академия труда и занятости, 2000. — 258 с.
5) Овсянников А.А. Единый Государственный Экзамен: кто и как его сдал // Народонаселение. 2020. № 2. С. 46-50
6) Суханова Н.П. Проблемное обучение в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла /Н. П. Суханова // Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 21-22 сентября 2017 г. / под ред. С. А. Ан. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – С. 161-170
7) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). – С. 107-110
8) Урсул А. Д. Глобальное образование — новое направление развития высшего образования / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул // Вестник экологического образования в России. — 2014. — Т. 4. — No 74. — С. 32—35.