Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня тема фольклора или тема народного танца становится все более популярной. Особенно это касается обучения танцам детей.
Русский народный танец является одним из ярчайших отражений русской культуры, которое впитало в себя не только основные традиции искусства России, но и русский национальный характер, менталитет, раскрывает основные вехи истории нашей страны. Каждое движение, костюм, улыбка танцора – это настоящий символ, за которым кроется множество разных смыслов.
Спортивные и современные танцы требуют хорошей физической подготовки, гибкости и умения быстро перемещаться по сцене. Народный танец лишен всех этих недостатков.
Однако в тоже время в народном танце большое значение имеет умение пользоваться своими конечностями и производить ими различные действия. В частности в народном танце принято ударять конечностями друг о друга и т.д. Другими словами от детей требуется определенная пластичность, но конечно несравнимая с уровнем пластичности в современной хореографии.
Также народными танцами могут заниматься взрослые люди. Здесь уровень подготовки немножко другой. Однако ряд профессиональных танцевальных коллективов при исполнении народных танцев поражает зрителей подбрасыванием танцора вверх на высоту нескольких метров в положении полного горизонтального шпагата.
Занятия танцем – это не просто большое искусство, это возможность постоянно находиться в хорошей форме, быть гибким, пластичным, грациозным. Танцоров всегда видно издалека – их походка становится более плавной, движения – эстетичными, даже в обычной жизни они несут в своих движениях элементы искусства.
Цель исследования – проанализировать основные элементы народного танца в классе музыкального фольклора.
1. Основные виды и характеристики русских национальных танцев
Перечислим основные виды русского национального танца [1].
Хоровод. Танец с языческими корнями. Круг в честь Ярилы, древнего бога солнца. «Хождение за солнцем» – часть славянских обрядов. За столетия ритуальный характер отошел на второй план. Хоровод превратился в главное украшение русских народных праздников. Характер танца меняется от повода к поводу. То заводят хоровод в честь прихода весны, то Ивана Купалу встречают, держась за руки, платки или девичьи венки.
Тройка. Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров. Изначально это были мужчина и две женщины. Ритм и шаги – словно в русской тройке скачущих лошадей. Танцуют тройку не только коллективы народного танца, но и на классической сцене. Как, к примеру, в балете «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского.
Калинка. Танец, исполняемый под песню, что лишь слывет народной. Авторство принадлежит Ивану Ларионову. Русский композитор и фольклорист написал калинку в 1860 году. В народ мелодия отправилась прямиком со сцены Саратовского любительского театра. Особых хореографических фигур в калинке нет: это танец-импровизация. В том числе на льду – как в случае с фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
Барыня. Разудалый перепляс как «социальный конфликт» в духе, кто кого перетанцует. Главные действующие лица – «сударыня-барыня» и «крестьянский мужик». Под аккомпанемент гармошки или балалайки величавость выступает против удали, плавность движений против ловкости. По одной из версий, родиной танца стала Орловская губерния [3].
Камаринская. Плясовая «руки в боки, с пятки на носок» стала фантазией для оркестра. Михаил Глинка в своей увертюре использовал саму мелодию и подголоски, свойственные народному пению, а Петр Чайковский включил тему в «Детский альбом». В главной роли танцевальной версии –
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Народные танцы. Принципы и особенности обучения. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Архангельская А.С., Борисова Е.Н., Шмакова И.И. Специфические особенности русского фольклора и их проявления в народном танце / А.С. Архангельская, Е.Н. Борисова, И.И. Шмакова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2019. – С. 46–59.
3. Ахмедова Т.В., Беседина И.В., Павленко Е.А. Народный танец как часть музыкального фольклорного наследия России / Т.В. Ахмедова, И.В. Беседина, Е.А. Павленко. // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – [Электронный ресурс] – https://scienceforum.ru/2015/article/2015008793 (дата обращения: 05.04.2022).
4. Жилина Е.Ю. Русский народный танец. Теория и практика преподавания. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
5. Медведева Н.А. Петрова М.С. Методики преподавания русского народного танца. – Белгород: Пальмира, 2021. – 432 с.
6. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Народный танец. Обучение базовым элементам танца. – Новосибирск: Азимут, 2020. – 687 с.
7. Семенов О.В. Борисов А.В. Русский народный танец. Программы обучения народному танцу. – Воронеж: Формула, 2020. – 531 с.
8. Тимофеева, Е.Н., Кадышникова, Е.Н., Перепелкина Ю.К. Культурологические особенности современных разновидностей русского танца: методология и теория вопроса / Е.Н. Тимофеева, Е.Н. Кадышникова, Ю.К. Переплекина. – Хабаровск: Издательство Хабаровского государственного университета, 2018. – 260 с.
9. Фадеева А.Ю. Русский народный танец. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
10. Шмелькова А.А. Русский танцевальный фольклор / А.А. Шмелькова. // Молодой ученый. – 2019. – № 51 (289). – С. 482-484. – [Электронный ресурс] – https://moluch.ru/archive/289/65434/ (дата обращения: 05.04.2022).
11. Ягодкина Е.П., Щербакова С.В. Принципы дифференциации русских народных танцев в современной культуре / Е.П. Ягодкина, С.В. Щербакова // Русское искусство. Сборник статей. – Волгоград, 2020. – С. 141–159.