Фрагмент для ознакомления
1
1.1 Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС): основная характеристика и проблема пересмотра. Саммиты Россия-ЕС. 3
1.2. «Дорожные карты» 2005 г. о создании общих пространств между Россией и Европейским Союзом: итоги реализации. 12
2.Территориальный вопрос в отношениях со странами Прибалтики. Приграничное урегулирование с Литвой, Латвией, Эстонией. Калининградская область как анклав РФ, вопрос о визовом режиме. 13
3. Украинский кризис и его влияние на отношения РФ и ЕС. Мнения экспертов о перспективах отношений РФ-ЕС. 16
Список используемой литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
24.06 1994 году было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), что утверждает партнерство между РФ и Европейскими сообществами и их странами-членами. Заключалось СПС на 10 лет, а каждый год позже автоматически пролонгировалось.
Согласно СПС, взаимное сотрудничество России и Евросоюза должно было проводиться в трех основных областях: торговой, экономической и культурной. Были также заложены институциональные основы для политического диалога: встречи на высшем уровне и специальные комитеты на уровне министров и парламентов. Однако такое препятствие, как начало войны в Чечне, которая имела тяжелые последствия для Российского государства как во внутренней, так и во внешней политике, отложило процесс ратификации СПС странами Евросоюза до 1 декабря 1997 г.
Инициатива по установлению диалога все время исходила от Европейского союза. Политика России в отношении ЕС в то время характеризовалась отсутствием какой-либо стратегии. Россия строила отношения отдельно с каждым государством – членом Евросоюза. Российские власти долгое время были убеждены в том, что большинство проблем между Россией и ЕС могут быть решены быстро и легко во время отдельных встреч с главами государств-членов.
Новый этап в российской внешней политике начался с назначения Евгения Примакова на пост главы МИД РФ. Главной целью российской дипломатии в этот период было укрепление двусторонних отношений с региональными лидерами, такими как Индия, Китай и ЕС. После того как в конце 90-х годов произошли серьезные кризисы (экономический кризис в России в 1998 г., косовский кризис в 1999 г.), Россия стала видеть в ЕС потенциального «союзника» в рамках глобальной конкуренции с США.
Следует отметить, что на декларативном уровне Борис Ельцин часто заявлял о готовности присоединения России к ЕС. Однако форма реального сотрудничества между ними и его дальнейшие перспективы имели весьма ограниченный характер. Присоединение России к ЕС не имело бы никакого значения само по себе: оно должно было быть связано с установлением новых доверительных отношений с НАТО. Кроме того, между российскими политиками не было согласия относительно видения будущих отношений между Россией и ЕС. Во второй половине 1990-х годов в российском политическом дискурсе стали доминировать как требования тесной интеграции с ЕС, так и лозунги об избавлении от доминирования Запада в мировой политике.
Формирование суждений, авторы которых выступали против дальнейшего развития взаимного сотрудничества с ЕС, было обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, это финансовые проблемы, с которыми столкнулись российские граждане. Также одной из причин была слабость государства в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. На изменения в позиции по отношению к ЕС повлияло отсутствие серьезной экономической помощи со стороны Запада. В связи со всем этим изменился вектор общественного мнения. Все больше и больше политиков и экспертов высказывались в пользу того, что Россия должна идти своим путем исторического развития, а не следовать западным стандартам.
Российским властям было трудно принять перспективу дальнейшего территориального расширения ЕС: они опасались продвижения Евросоюза на Восток. Тем не менее изначально в России существовала точка зрения, поддерживающая такое решение, указывающая на возможные экономические выгоды для России. Например, в декабре 1997 г. пресс-секретарь МИД РФ в своем комментарии относительно возможного расширения ЕС, в частности на балтийские государства – бывшие республики СССР, высказал мнение, что «этот факт поможет улучшить положение российского меньшинства в этих странах». Вскоре, однако, начали преобладать голоса, выступающие против расширения ЕС на Восток и подсчитывающие те потери, которые понесет Россия.
22 октября 1999 г. российская делегация на саммите в Хельсинки представила свое видение партнерства с Евросоюзом. Документ Стратегия развития отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.) был в некотором роде ответом на Общую стратегию ЕС в отношении России, представленную в июне в Кёльне на саммите Совета ЕС. Это была первая попытка Москвы сформулировать единую политику в отношении Евросоюза. В российской стратегии основное внимание уделялось достижению геополитических целей и укреплению позиций России в качестве региональной державы. Однако, по сути, в этом документе отрицалась возможность членства или тесного сотрудничества между Россией и ЕС. Россия также категорически поставила под сомнение право Евросоюза устанавливать очень близкие отношения со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), признавая этот регион зоной своего влияния.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбатова Н. К., Россия и Европейский союз: отложенное партнерство // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 5. — С. 14-27.
2. Гладков И. С., Внешнеторговые связи Российской Федерации и Европейского союза в 2001-2020 гг.: основные тренды // Власть. — 2021. — № 5. — С. 108-113
3. Давлетгильдеев Р. Ш., Интеграция России в европейское исследовательское пространство // Современная Европа. — 2020. — № 1. — С. 14-24.
4. Данилов Д. А., Политические отношения Россия — ЕС: эволюция и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2021. — Т. 14, вып. 2. — С. 121-138.
5. Изотов А. В., Формирование кризиса в отношениях России с Европейским союзом и западным сообществом: перспективы изменения ситуации // 6. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2021. — Т. 14, вып. 2. — С. 139-155
7. Как украинский кризис влияет на отношения России и Франции// https://profile.ru/abroad/kak-ukrainskij-krizis-vliyaet-na-otnosheniya-rossii-i-francii-1055373/? (дата обращения 12.04.2022)
8. Мурадов Г., Постсоветский суверенитет: путь к процветанию или деградации? // Международная жизнь. — 2021. — № 12. — С. 14-19.
9. Симиндей В. В., Территориально-пограничные трансформации в Прибалтике в XX - начале XXI века // Международная жизнь. — 2021. — № 3. — С. 152-154.
Украинский кризис стал действительно моментом истины для отношений России и Евросоюза// https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/ukrainskiy-krizis-stal-deystvitelno-momentom-istiny-dlya-otn/? (дата обращения 12.04.2022)